В Ирафском районе в ДТП с участием микроавтобуса с туристами и грузовика пострадали три человека
Более 600 семей в Северной Осетии получают ежемесячную выплату из средств материнского капитала
В 2024 году при выходе на работу родители продолжат получать пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет
«Ростелеком» приготовил 4 миллиона подарков
Преимущества услуг доставки цветов в Ростове
Свято место
Почему сегодня авдæн пустует в осетинских семьях
Без осетинской люльки еще совсем недавно не обходились ни в одном доме. Как только в семье появлялся малыш, его сразу пеленали в авдæн. Наши старшие считали, что плотное пеленание развивает активность ребенка, более того, на плечи женщин-осетинок ложилось множества обязанностей по дому, и люлька была самым удобным и безопасным местом для новорожденного. Сегодня же все чаще можно услышать, что пеленание в авдæн – это пережиток прошлого, из-за которого у малыша развиваются проблемы со здоровьем. Да и традиция передачи из поколения в поколение осетинской колыбели потеряла свою актуальность.
— Я, конечно, против пеленания в люльку. Вы же должны понимать, ребенок оказывается привязанным, это мало того, что сказывается на его физическом состоянии, но и влияет на психологическое развитие малыша. Чтобы ребенок правильно развивался, он должен двигаться, а как по-другому? Раньше у женщины не было столько времени, чтобы заниматься ребенком, а то и сразу несколькими… Поэтому пеленание в люльку было неотъемлемой частью воспитания. Сегодня все по-другому: машинка стирает, воду носить ни откуда не нужно. Раньше дети без Интернета росли, а сейчас? Прогресс двигается вперед, все меняется, и надо брать от времени лучшее, удобное, качественное и полезное, тем более, для наших маленьких, — считает педиатр Карина Авакова.
Интересно, что к такому пеленанию прибегали не только наши предки. Люлька – типичная деревянная колыбель, которую использовали все народы Кавказа и Средней Азии. Она состояла из верхней и нижней перекладин. На первой вешались детские игрушки, другая полукруглая перекладина соединяла ножки люльки, благодаря этому она качалась с боку на бок. Малыша туго привязывали свивальниками к колыбели, и большую часть дня он проводил в ней. Примечательно, что осетины очень бережно относились к люльке, она переходила из поколения в поколение, от старшего ребенка к младшему. Плохой приметой считалось раскачивать пустую колыбель и трогать без причины перевязь. А в день первого пеленания (авдæнбæттæн) по обычаю накрывали на стол и приглашали гостей. Старшая женщина в доме первая пеленала ребенка в авдæн.
Алина Хадикова – кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела этнографии Северо – Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И Абаева в беседе с «Градусом» рассказала, что на самом деле, отношение наших предков к осетинской люльке сегодня описывается немного утрировано. Все народы мира относились к детскому месту, будь то авдæн, коляска или кроватка, с уважением и трепетом, но сакральным предметом люльку не считали. Тем более, авдæн – не исконно осетинский предмет. И, возможно, сегодня нужно беречь память о ней, как об этнографической ценности, но использовать на практике Алина Хазметовна люльку тоже не советует.
— Раньше к ней относились, как к необходимости, потому что она позволяла не заниматься ребенком. Грубо, но на самом деле так и было. Представьте себе: женщина рожает каждый год, она страшно занята домашним хозяйством, тяжелые горские условия жизни, конечно, завязать ребенку в люльку становиться самым удобным способом воспитания. Признаюсь, я отчаянный противник люльки. Да, надо отдать ей дань, это, этнографическая ценность, но сегодняшние условия жизни вполне позволяют мамам брать ребенка на ручки, кормить и развивать его правильно. Не в моей компетентности говорить о том, насколько это вредно с медицинской точки зрения, но все-таки надо понимать, это не только мешает здоровому физическому развитию, деформирует череп, но и сказывается на психологическом состоянии малыша, который с первых дней жизни оказывается привязанным.
— А есть осетинские приметы, которые связанны с люлькой?
— Традиций как таковых нет. Все народы мира уважительно и трепетно относятся к детскому месту. Считается, что его ни в коем случае нельзя «тревожить», тем более, если оно пустует. Может вы слышали, к плохим приметам относят раскачивание пустой колясочки, но в этом нет чего-то исконно осетинского. Это, еще раз повторюсь, общенародное бережное отношение к месту младенца. К сакральным предметам, почитаемым нашими предками, авдæн не относилась.
— Сегодня, люльку можно увидеть только в селах, да и там ее встретишь не у всех…
— И правильно, пусть хранят ее, как память, но на практике не используют. У осетин много хорошего, нужного того, что стоит сохранять, помнить. Использование в современной жизни люльки, точно, к этому не относятся.
«Градусу» стало интересно: а как молодые мамы относятся к осетинской колыбельке. Альбина Дзоблаева, которая воспитывает девятерых детей, признается, что к люльке в их семье относятся уважительно. Первые четверо детей по настоянию бабушки пеленались в авдæн, но особой привязанности у детей не возникло.
— Почему –то в авдæне хорошо спали только мальчишки, девочки очень капризничали, не засыпали… Вообще, мои дети не любили, когда их надолго оставляли одних, начинали плакать, поэтому к люльке у нас особой привязанности не было.
— Альбина, как вам кажется, сегодня люлька имеет практическую значимость?
— Знаете, судя по тому, как наши бабушки и дедушки любили эти люльки и были довольны, что ребенок спит – у нее есть свои плюсы. У нас бабуля всегда настаивала, чтобы ребеночек спал именно в ней, потому что считалось, что у новорожденного ручки и ножки должны быть завязаны, так сон малыша спокойнее. Сегодня, конечно, все индивидуально. Думаю, есть свои плюсы и минусы. Очень много малышей, например, рождается с дисплазией, то есть нарушениями развития тазобедренных суставов. Конечно, с таким диагнозом пеленать в люльку уже противопоказано.
— А люльку храните дома?
— Да, конечно. Я не понимаю, как можно выкинуть такую вещь или продать, даже если не пользуешься. Мы ее бережно храним, иногда делимся с близкими родственниками, которые хотят пеленать ребеночка в авдæн.
Нового министра ВД по Северной Осетии Демьяна Лаптева представили личному составу ведомства
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: