«Титаник» на сцене Осетинского театра

 

На сцене Осетинского драматического театра состоялась премьера дипломного спектакля по актерскому мастерству студентов 4 курса факультета искусств СОГУ «Оркестр «Титаник».

Пьеса Христо Бойчева «Оркестр «Титаник» перенасыщена символами, каждый из которых мог бы сам по себе стать достаточным для отдельного спектакля. На мой взгляд, это не помогает, а мешает пониманию, лишая произведение тонкости и интеллигентности. Писатель привлекает и модную (заслуженно и обоснованно модную) буддийскую символику; и историю с оркестром «Титаника», который, как известно, продолжал играть, пока не утонул последний музыкант; и элементы массовой культуры с соответствующей терминологией: one-man show, long time show и так далее. А еще мотив поезда; шикарный, навязчивый и мощный образ медведицы. А еще, конечно, бомба, играющая важную роль в символической иерархии пьесы. Плюс к этому ящик фокусника, тоже важная деталь, имеющая сотни отсылок к самым разным философским и мировоззренческим категориям. Одним ловом, СЛИШКОМ.

IMG_7252Я не знаю, чем руководствовалась педагог курса и одновременно режиссер спектакля Белла Сатцаева, выбирая эту пьесу, но вряд ли она намеревалась спасти тонущее под грузом символики, как «Титаник», драматическое произведение. И все-таки она со своими подопечными его вытащила, приняв единственно верное, как мне представляется, в данной ситуации решение: спектакль намеренно прост и нетороплив. Я бы использовала слово «МЕДИТАТИВНАЯ», характеризуя эту постановку. Именно поэтому поначалу действие кажется затянутым, тусклым, излишне спокойным, лишенным динамики, но потом втягиваешься в эту несуетливость, погружаешься в нее, как в медитацию, и с трудом,  с неохотой с ней и с полюбившимися героями расстаешься, когда все заканчивается.

В оформлении сцены и в костюмах – минимализм. Зато звуковая палитра спектакля великолепна и красочна: очень точны и музыкальные, и шумовые фрагменты, идеально вписывающиеся в ситуацию, на сцене происходящую.

Но героями дня были, конечно, актеры, студенты четвертого кура, очень многому научившиеся и сумевшие свои навыки и знания продемонстрировать, что для представителей публичных профессий  чрезвычайно важно.

Пластичен умеющий красиво и ярко двигаться на сцене Давид Бязров (Гарри). Благодаря усилиям Давида, в его герое был элемент загадочности, как и подобает иллюзионисту; был шик, который необходим, чтобы увлечь за собой людей, пусть и таких опустившихся и непритязательных, как герои пьесы. В нем была уверенность и мудрость, нужная учителю… И, безусловно, обаяние, позволяющее шоу-мэну делать карьеру. Давид все это показал во время спектакля. Получилось здорово, самозабвенно.

Другой Давид, Зозырев, брутален, красив и просто создан для того, чтобы играть героев-любовников, но Белла Сатцаева решила использовать его в ином амплуа: он в спектакле ярко выраженный лидер почти гангстерского типа. Очень убедителен в этой ипостаси. Жесты, речь, мимика – все свидетельствовало о невозможности ему не подчиниться. А еще сигара в зубах! Ее, кстати, ни разу не зажгли, то есть герой Давида, как говорят молодые люди, выпендривается, да еще и является носителем какого-то эфемерного музыкально-армянского прошлого. И в случае с Давидом Зозыревым у зрителей вряд ли могут быть претензии. Разве что у самых прихотливых и придирчивых.

IMG_7193Ибрагим Джаджиев (Луко) потрясающе изображал грузина, а в фуражке вообще был похож чем-то на Мимино. Он то задумывался, уходил в себя, то вдруг становился агрессивным, что характерно для кавказского темперамента. Удался акцент. Но лучше всего у Ибрагима получилось передать такую трогательную и неожиданную для его героя преданность железной дороге и связанной с ней профессии, которая разными своими приметами постоянно всплывает в сознании и подсознании персонажа, превращая его в теплого, понятного и вызывающего сочувствие героя. Это сделано тонко и ненавязчиво. Профессионально сделано.

В пьесе две героини. Первую (по мере появления на сцене) зовут Любой (Вероника Агузарова). Она женственна и нежна. В ней много материнского, в ней много детского. Она непосредственна, открыта. Все оттенки ее внутреннего состояния тут же отражаются на ее лице, в ее походке, в движении рук. Есть такое хорошее русское слово – «умилять». Так вот героиня Вероники умиляет. И, конечно, если бы она просила о помощи, к чему ее хотел принудить Мэто, то ни один пассажир не прошел бы мимо. Молодая актриса сыграла опустившуюся (пристрастие в алкоголю, к примеру), но не безнадежную женщину, хрупкую и беззащитную. Вероника очень хороша в этой роли, она размягчает душу зрителей, вынуждает симпатизировать героине.

Существо неопределенного рода, в котором я только минут через 30 после начала спектакля с трудом узнала Алину Дзтиеву, оказалось мужчиной по имени Доко. Красавица Алина была одета так, что сидевшие со мной рядом зрительницы спрашивали друг друга о том, актер это или актриса. Конечно, сцена Осетинского театра для Алины – дом родной, но если нет таланта, то даже такой важный фактор вряд ли сможет помочь. Алина играет, если можно так сказать, скупо и глубоко. Ее персонаж не особенно эмоционален, лишен логики и яркости. Это существо спившееся, сумасшедшее, трагичное. И жизнерадостной девушке удалось сделать его трогательным, милым, интуитивным, погруженным в свой мир и не особенно любящим вылезать наружу. Главным носителем медитативного начала в пьесе является именно герой Алины, Доко. Актриса не просто смогла передать это, она этим заразила зал.

Особенно классно получилось у Алины показать счастье после выхода героини из будки. Кстати, Веронике и Ибрагиму тоже это удивительно удалось. Полные счастья глаза ребят просто забыть невозможно. И именно они, глаза, делают одиночество Доко не столько трагичным, сколько гармоничным и светлым, а незавидную судьбу других героев вполне обнадеживающей. Ребята заставили полюбить своих неказистых персонажей. А это уже почти чудо.

Ничего не знаю об оценках комиссии. Но я ставлю свои зрительские пятерки всем пятерым актерам, которые вполне уверенно удерживали зал в течение двух часов. А их педагогу ставлю еще одну, огромную, за то, что она разбудила в молодых актерах что-то такое, что потом почувствовали все зрители, в принципе умеющие чувствовать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ

Движущей силой выборов в Гордуму Владикавказа стали пенсионеры, о проблемах которых благополучно забыли

Больше мяса и молока, меньше масла и мороженного

Партии и ЦИК обвинили друг друга в «каруселях» и вбросах

ПРО уставших избирателей, потери «Единой России» и «Патриотов», возвращение ЛДПР и дебют «Родины»

Первый пресс-аташе в отечественном футболе Андрей Айрапетов рассказал о встрече с Пеле, шампанском для ливерпульцев и клюшке от Харламова

От роста доходов до падения промышленного производства

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: