Уаллагком

22.10.2019 Gradus Pro

Уаллагком — историческая область традиционной Осетии – Алании

Располагаясь на стыке влияния крупных политических объединений своего времени — союзами общин Алагирского и Дигорского ущелий, в непосредственной близости от двух перевалов, сообщающих древние уделы Осетии, Уаллагком становился не только объектом для постоянной миграции населения, но и ареной кровавых столкновений, борьбы за распространение влияния и контроля над данной территорией.

Территория исторического Уаллагкома простиралась от с. Фаснал по течению р. Сонгутидон до Кион-Хохского перевала и включала селения — Камунта, Галиат, Дунта и Хунсар.

Начиная с XIX века, в документах и материалах Российской администрации на Кавказе, Уаллагком прочно соотносится с дигорскими владетелями – Баделиатами Абисаловыми[1].

Однако, согласно преданиям, так было не всегда. Из сохранившихся народных сказаний мы узнаем о прежних владельцах Уаллагкома. Сказания сохранили имя изначального владетеля. Им назван Цымыти военачальник последнего осетинского царя[2]. Влияние Цымыти и его потомков продолжалось на протяжении многих веков, вплоть до конца XVIII века.

Переселившись в начале XIV века в ущелье Фиагдона, Цымыти заложил поселение (позднее названное потомками его именем) и стал основателем Цымытинского общества. В Уаллагкоме оставался младший сын Цымыти –Таджи (Тазрет). По истечении 27 лет, Таджи со своими повзрослевшими сыновьями[3] переселился в аул своего отца, составив отдельную ветвь патронимии Калогката[4]. Не смотря на это, население Уаллагкома продолжало поставлять дань[5]. Нет сведений об объемах дани и периодичности ее сборов, но можно сделать вывод о том, что для сбора дани снаряжалась военная экспедиция из представителей уазданских фамилий общества (от каждого дома по всаднику) и вспомогательной конницей из состава населения фарсагских аулов.

Следующее предание связывает Уаллагком с одной из цымытинских фамилий – Цагараевыми[6]. Согласно решения Общества, Цагараевым надлежало, переселиться на принадлежащие Цымыти земли Уллагкома, с предписанием сбора податей на месте (…Хъиууон æфцæгæй куы архизай, уæд уыцы ран Уаллагком Цымытийæн хъалон фыстой, æмæ сын загътой, цæмæй ардыгæй ализой æмæ Хъиууон æфцæгыл æрцæрой, хъалон дæр сæхæдæг исой[7]), (кон.XVI — нач.XVII веков).

Сохранилось предание и о том, как Цагараевы пришли в Уаллагком: «Спустившись с перевала, они вышли на открытое место, так чтобы их было видно из селения. Схватив двух зазевавшихся пастушков-подростков, Цагараевская молодежь прутьями, стала лупить их, чтобы привлечь к себе внимание жителей Камунты. На вопли юношей сельчане подняли тревогу, и похватав оружие, в беспорядке ринулись на встречу чужакам, вторгшимся в их земли. На окраине села их остановил старик. — «Куда вы бежите сломя голову безумцы? Кто бы они не были, раз посмели приблизиться на такое расстояние, наверняка они хорошие войны. Вас просто перебьют с верху вниз, как цыплят! Стреляйте отсюда, если можете…».

Повинуясь мудрому совету старика, уаллагкомцы, укрывшись за заборами и каменными стенами стали стрелять из ружей. Всего одна из пуль долетела и ударилась о скалу, там, где стояли Цагараевы… «С этими «храбрецами» у нас не будет проблем», решили Цагараевы и начали обживаться на новом месте…»[8]

В следующем, дошедшем до нас фамильном предании повествуется о войне, вспыхнувшей за влияние в Уаллагкоме: «Однажды Баделиата объезжая со сборами дигорские села, решили обложить данью уаллагкомцев. Последние ответили им отказом пояснив, что живут на землях Цымыти, а дань платят его потомкам Цагараевым. Баделиата озлобленные ранними обидами и воодушевленные участием в экспедиции нукеров кабардинских князей, обрадовались возможности подчинить наконец-то своей власти Цагараевых.

С такими намерениями они и предстали у их Галуана. Цагараевы ответили им: «Мы уазданы[9], живем на родовых землях, собираем дань по праву и никому платить не собираемся. Но если вы без этого не можете, то держите — вот ваша дань! С этими словами Цагараевы сбросили им со стены ганаха дохлую собаку. Униженные Баделиата открыли стрельбу. В завязавшейся перестрелке были убиты лучшие из нападавших, в их числе сын кабардинского князя. Только это остудило их пыл…»[10]

Противостояние затянулось на долгие годы. В целях собственной безопасности Цагараевы были вынуждены оставить галуан над с.Камунта и укрепиться по ту сторону перевала в урочище Згид, став основателями и первыми насельниками этого селения.

Нам известно, что примирение кровников произошло в селении Хидикус Цымытинского общества, в доме Каки Цагараева (Бугаева). Мир был достигнут. Единственный сын Каки – Кори был отдан на воспитание в дом кабардинского князя (Мулдарова).[11] Уаллагком же, решением ныхаса Цымытинского общества был передан во владение Баделиат Абисаловых в «уплату за кровь».

Однако, как показывают дальнейшие события, мир продержался не долго. Военные походы и набеги на селения Уаллагкома продолжились с новой силой. Эти вторжения уже не носили фамильный характер, теперь же наряду с Цагараевыми в них принимали участие и фамилии алагирского общества, о чем повествуют многочисленные народные таураги и песни. Одна из которых «Уаллагкоми зар» — рассказывает о том, как население Уаллагкома избавилось от постоянной угрозы исходящей от перевала Киуон: «Собрались как-то алагирские старейшины и направили глашатаев во все концы ущелья с тем, чтобы собрались через неделю в Згиде, лучшие мужи на отборных лошадях. В указанный день прибыла в Згид отборная молодёжь на добротных лошадях. Стали держать совет и решили идти в поход на Уаллагком, для сбора дани. Тогда их предводители объявили: «Мы направляемся к перевалу Киуон и будем там всех дожидаться к рассвету».

Собравшись в указанном месте, приняли решение: Идем мы на села Уаллагкома за данью. «Погостить» остановимся в Галиате у Гауиша, в Думте у Башила, а в Камунте у Гула. У них мы угостимся в волю, побалуем свои желудки копченными боками двухлетней выдержки, засоленными курдюками, да ячменным зрелым черным пивом. После этого выйдет на улицу наша молодёжь с грозным видом, да станут громыхать выстрелами, сея панику среди населения. Мужчины их в страхе разбегутся, да попрячутся на каменистых склонах, а в домах останутся лишь дети да женщины. Тогда и исполним наши замыслы.

Собравшись на Большой поляне, алагирцы направили своего знаменосца на окраину селения Камунта: «Оповести сёла Уаллагкома о том, что мы пришли за данью…»

Остановился их знаменосец на окраине Камунты. «Эй Уаллагком, слушайте! Пришли мы к вам для сбора дани!»

Вдруг со стороны Караевых раздался небесный гром. Но не гром небесный это был, а звук выстрела черной кремневки Гибица Караева. Раздробил выстрел колено алагирскому знаменосцу. Поспешил тот вернуться к своим, на Большую поляну: «Да обрушатся на вас уаллагкомцы черные дни! Хорошо же вы стали приветствовать парламентёра, шею лошади белой, стали украшать лентой красной!»

С той поры с Большой поляны даже ворон не кричит. Кремневка Караевых не позволяет более алагирцам собирать дань с уаллагкомцев.»[12]

Как мы видим, переход Уаллагкома в сферу влияния Баделиат, не принес его селениям защиты и спокойствия. Соперничество за доминирование в этой области продолжалось еще долгое время. В этом ключе не вполне ясными остаются дальнейшие взаимоотношения между фамилиями Абисаловых и Цагараевых.

Архивные документы и фамильные предания говорят о сохранении у Цагараевых земельных наделов в Уаллагкоме. В период переписи населения Терской области 1886 и 1906 годов[13] отдельные семьи Цагараевых фиксируются в населенных пунктах Уаллагкома – два дома в с.Камунта и один дом в с.Думта. Причем глава одной из семей — Геогрий Дзингович, проживавший в с.Думта, в 1886 году записан под двойной фамилией: Цагараев-Абисалов, а в переписи 1906 года, он же числится как Абисалов-Цагараев. (Возможно, его отец — Дзинг, так же как и Кори, в первой трети XIX века был отдан на воспитание фамилии Абисаловых в знак примирения. Ответить на этот вопрос нам позволит детальный опрос старших представителей уаллагкомской ветки фамилии Цагараевых).

По данным приводимым С.Туккаевым в очерке «В горах Дигории», опубликованном в «Терских ведомостях, в 1889 году» Цагараевы на ряду с Абисаловыми и другими баделиатскими фамилиями всё еще названы среди крупных землевладельцев Дигорского общества: «Огромные массивы лесов и дач оказались в руках частных лиц. В Дигории Тугановы имели 1980 дес. леса, Караджаевы — 400 дес, Кубатиевы — 296 дес, Абисаловы — 100 дес, Цагараевы и Гокоевы по 100 дес и т.д.» [14].

Подводя итог, можно сделать вывод, что с периода средневековой Алании, первым владетелем Уаллагкома, имя которого в преданиях донесла до наших дней народная память, является Цымыти – военачальник последнего осетинского царя (кон. XIII- нач.XIVвв.).

В период с XIV по нач. XVII века, на Уаллагком распространялась власть Цымытинского общества. С начала XVII-го по конец XVIII веков во владении Цагараевых. С конца XVIII-нач.XIX века переходит Баделиатам Абисаловым.

И так мы видим, как используя данные фамильных и народных преданий, совмещая и преломляя их сквозь призму архивных документов и материалов, мы можем взглянуть новым, свежим взглядом, на казалось — бы устоявшиеся в современной науке положения.

Кандидат политических наук Марат Цагараев

[1] ЦГА РСО-Алания Ф.290, д.6.; Марзоев И.Т. Привилегированные сословия на Кавказе в XVIII-начале XX веков: Монография. УРАН СОИГСИ, 2011г. с.94.

[2] См. Кайтов К. Куртаты ком /Мамсуровы. История и современность. Проект пресс, Владикавказ 2005. с.23. (на осет. яз.); Лазаров Х., Кусов Г. Шестое изобретение Созрыко / газ. Социалистическая Осетия от 25.08.1968г. с.3; Цагараев С. Дада æмæ йæ хъæбулы хъæбулы ныхас / газ. Растдзинад от 25.06.2001г. с.3 (на осет. яз.); Блиев М.М., Бзаров Р.С. История Осетии с древнейших времен до конца XIXв.: Учебник. Владикавказ: Ир, 2000г. с. 146.

[3] Гутиев Т. Гаппуата / Куртатыком ама куртæтагтæ , Владикавказ, Алания, 2007, стр.92.

[4] Осет. Хъаллогкатæ – одна из трех патронимий Цымытинского общества, возводимая к старшему сыну Цымыти – Калогу (Хъаллог). К этой патронимии себя относят фамилии: Бибуатæ, Брциатæ, Бугъатæ, Гагулатæ, Гумецатæ, Дзускуатæ, Зайттатæ, Мæзлуатæ, Ситохатæ, Таучелатæ, Хъулатæ, Цæгæратæ, Цехъойта. После переселения, Таджи со своими потомками вошли в патронимию Хъаллогкатæ, составив её отдельную ветвь Тазиатæ (некоторые исследователи ошибочно принимают за куртатинскую фамилию Тезиатæ), включающую фамилии Бызыккатæ, Гаппуатæ, Дзытиатæ, Дзоккатæ, Къарджиатæ, Хъазиатæ, Хъаратæ.

[5] Ос. Хъалон.

[6] Цагараев М.А. «О происхождении фамилии Цагараевых» / Генеалогия народов Кавказа, традиция и современность: вып. II; УРАН Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований. Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2010, с.264-270.

[7] Цагараев С.А. Цæгæраты мыггаджы фыдæлтыккон æцæг хабæрттæ /газ. Растдзинад от 25.08.1990г., с.3

[8] Фамильное предание «Как Цагараевы в Уаллагком переселялись» на осет.яз. Записано Цагараевой З.С., со слов Созырико Цагараева (78 лет) в 1980 году, с. Хидикус (из личного архива автора).

[9] Уаздан, уазданлæг – в  Цымытинском обществе этим термином именовалось высшее сословие.

[10] Фамильное предание «О войне с Баделиатами» на осет.яз. Записано Цагараевым А.С., со слов Петра Цагараева (86 лет) в 1968 году, с. Згид (из личного архива автора).

[11] Цагараев С.С. Куыд æгъдауæй уыдис Цæгæратæн Джизийæ Хъобаны хсан зæххытæ. Растдзинад от 01.03.2002г.с.3.

[12] Инф.Кубатиев Елкан Курманович, 14 ноября 1922г. Записал Дзагуров Губади архив СОИГСИ, фонд Дзагурова Г.А., оп.1,  д.13, л.1-14. Ист.Осетинское народное творчество (на осет.яз).Владикавказ: Ир, 2007. с.544-546. (Художественный перевод Цагараева А.С.)

[13] ЦГА РСО-Алания, Ф.-30, оп.1, дело 81; Ф.-11, оп. 52, дело 899.

[14] Туккаев С.А. В горах Дигории // Терские ведомости, 1889, №  90,91,92,93,101.. В кн.: Магометов А. X. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе, 1968. С. 50.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ
09.11.2019

Новый сити-менеджер Владикавказа рассказал о миллиардном долге, ЖКХ и кафе на Набережной

05.11.2019

Ассоциации социально-активного бизнеса Северной Осетии «Сила Единства» исполняется пять лет

В Северной Осетии с шумом и возмущениями централизовали закупку лекарственных препаратов

Когда лягушка попадает в кувшин с молоком, она активно перебирает лапками в надежде выбраться

В сентябре жители Владикавказа получили, а местами даже избрали, новый состав Городской думы

22.10.2019

Уаллагком — историческая область традиционной Осетии – Алании

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: