Удивительная рядом

Она смотрит на мир так, будто не знает о существовании зла и несправедливости. Наверное, поэтому то, что она делает руками и… душой, получается таким уютным, добрым, умиротворяющим и прекрасным.

От ее рук невозможно оторвать взгляд. И не потому, что они необыкновенные, отличающиеся от других радикально или обладающие какими-то внешними особыми приметами, а потому, что ты постоянно ищешь в них то самое, те штуки и приспособления, которыми она умудряется создавать радостную и чудесную (от слова «чудо») красоту. Но нет: руки как руки. И нож она ими держит, и ручки своей сумочки в ладони вкладывает, и подкрашивает губы по мере необходимости, и поправляет прическу… Как все! По крайней мере, внешне – никаких зацепок. А что там внутри – кто знает. Только эти руки волшебные, и результат их деятельности вызывает неизменный восторг. Часть восторга можно увидеть на фото ниже, если не полениться разглядеть морщинки на бабушкиной ноге, закрытые, кстати, носком, но все равно выполненные изысканно, безупречно, трудоемко, что ли; если умилиться сережечкам в ушах героини, пуговичкам на рубашке героя, великолепному портфелю, намеренно потертому, как бы повидавшему многое на своем веку; если обратить внимание на тончайшую работу, потребовавшуюся для изготовления обуви, аксессуаров, одежды, ресничек, бровей, ушей, ладоней…

Видишь готовую куклу – красиво, здорово. Но если видишь и одновременно пытаешься понять, осознать, воспроизвести ментально, как это все технически изготовлено – понимаешь, что это нереально, то есть так быть не может, значит, кукла – заведомое чудо, в ней есть что-то, не поддающееся анализу. Душа ли? Искра ли божья? Еще что-то невыразимое? Не знаю. Но вижу, чувствую, понимаю, что есть. И откликаюсь на это улыбкой, восхищением, удивлением и массой других исключительно позитивных эмоций.

Зовут эту молодую женщину Аза Салбиева-Таутиева. И она кукольник, то есть мастер по изготовлению кукол. Она выполняет их из пластики, а потом одевает, снабжает ресничками, косами, усами, бакенбардами (в зависимости от пола и возраста), в самом конце, как мне представляется, отдает им кусочек своей души, чтобы они ожили. И отпускает радовать желающих, многие из которых забирают их к себе домой, чтобы никогда не расставаться, либо дарят достойным и понимающим красоту людям.

Аза говорит, что сейчас работает над реконструкцией воина-всадника, скифа. Для этого ей пришлось перелопатить море исторической литературы, научиться работать с шерстью, потому что седла у скифов, оказывается, были валяными, а Аза ни в чем не хочет отступать от истины. Она увлекла своей идеей Аслана Алборова, создателя и руководителя предприятия «Арион»,    изготавливающего кавказское оружие, образцами которого гордятся многие главы государств и правительств, другие известные люди. Аслан – мастер, известный всему миру, но хрупкая кукольница была так убедительна, что и он «заболел» скифом, которого согласился снабдить оружием, исторически максимально достоверным. Фигура воина, по замыслу, будет выполнена в полный рост. И не из воска, как это бывает при реконструкциях, а из пластики. Одет он будет в изготовленные Азой доспехи, созданные по материалам раскопок. В перспективе – не только скиф, но и нарт, алан, сармат.

Но это планы. Хотя рука будущего скифа, лежавшая на диване дома у Азы, уже успела до смерти напугать соседку — уж очень похожа, даже волосы вживлены по одному. Боже, сколько же нужно терпения!

Сейчас мастерица работает над «куклятами» бабушек и дедушек. Это ее любимые персонажи. Они напоминают ей о ее детстве, проведенном в Старом Батакоюрте. Аза говорит, что и сейчас на лавочках у своих домов в этом селе сидят прототипы ее кукол. Почему именно старики? Они вызывают умиление и восторг. Их стало так мало на экранах телевизоров, в СМИ, где сплошь – звезды, бизнесмены, актеры и режиссеры, где все гламурные, как на подбор. А старики – родные и светлые, мудрые и глубокие. Их морщинистые лица, натруженные руки, все понимающие глаза знают о смысле бытия не меньше, чем тибетские монахи, всю жизнь просидевшие в позе лотоса в поисках этого самого смысла.

Аза находит своих героев буквально везде. Один смешной и потрясающий дед встретился ей на фестивале «Танец дружбы». Он будто заметил ее интерес к себе и нарочно позировал. А Аза его в одной из выразительных поз, как она выразилась, и «поймала».

Другая сочная и колоритная дама подошла к ней на концерте Риммы Илуровой. Аза признается, что у нее сразу руки зачесались. И она «сфотографировала» в памяти эту даму лет семидесяти: прическу, серьги, ярко накрашенные губы, кокетливый молодецкий взгляд.

Были еще удивительные случаи. На Второй молодежной бизнес сессии в Грозном, где были представлены ремесленники из всех уголков Кавказа, присутствовал Рамзан Кадыров. Аза знала, что он там будет, и сделала ему в подарок куклу, в которой легко узнать черты чеченского лидера. Он был очень рад, доволен, расплылся в улыбке, а вслух пошутил: «Красивый костюм».

У Азы есть и другие портретные куклята, из которых, на мой вкус, особенно хорош романтичный, задумчивый Булат Газданов.

На упомянутой бизнес-сессии много говорили о необходимости создавать единые кавказские бренды, которые «работали» бы на имидж нашего региона. К примеру, весь мир уже знает об осетинских пирогах. Чем не бренд? И Азе пришло в голову делать магнитики, так популярные сейчас, изображающие три пирога с палочкой шашлыка или с курицей сверху: пусть люди увозят с Кавказа напоминание о гостеприимном застолье и вкуснейшей осетинской еде. Эти магнитики оказались очень востребованы. Думаю, что у многих читателей они уже есть. Потому что чудесно придумано и безупречно изготовлено. Аза хочет еще и осетинский сыр превратить в бренд. Долго думала, каким образом добиться эффекта дырочек. И придумала! Она перед запеканием внедряет в пластику соль, а потом опускает готовый «сыр» в кипяток, соль растворяется, дырочки – то, что надо.

Во время нашего разговора, прямо на моих глазах, родилась идея делать часы в виде пирогов. Стрелки – палочки шашлыка… В светлой голове Азы постоянно генерируются новые идеи!

Первую свою куклу мастерица сделала, когда увидела джигита, изготовленного Индирой Цахиловой. Полезла в Интернет. Нашла мастер-классы всемирно известной кукольницы Натальи Зотовой. И понеслось…

Первого кукленка — осетинскую невесту с тремя пирогами — подарила тете. Вторую – маме. Аза смеется, рассказывая, что мама сразу поняла: каждая последующая кукла лучше предыдущей, поэтому охотно дарит дочкины произведения родственникам и знакомым, будучи уверенной, что талантливая и неутомимая Аза сделает ей еще что-нибудь. Как в сказке, красивее и интереснее того, что было раньше.

Я знаю одного управляющего банком, которому подарили прямо перед заседанием правления старичка, сделанного руками нашей героини, и… «потеряли» руководителя: в течение всего совещания он рассматривал деда, не мог оторваться. И вы, если увидите, не сможете. Такое ощущение, что ее куклы сейчас с вами заговорят: дедушки – расскажут о своих подвигах, бабушки – погладят по голове и похвалят за что-нибудь. Азины куклы возвращают в детство. Даже козы, которых она сейчас делает в преддверии Нового года, а наступающий год будет годом козы, что за козы! Красотки! Кокетки! Лапочки!

Она смотрит на мир так, будто не помнит о существовании зла и несправедливости. И пусть этот мир улыбается ей в ответ…

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ

Количество умерших в больницах остается тайной за семью печатями

20.05.2020

Министр здравоохранения Северной Осетии заразился коронавирусом

Изменит ли коронавирус приоритеты рынка труда и экономики?

15.05.2020

Прокуратура Северной Осетии обяжет подрядчика устранить повреждения на новом мосту за полмиллиарда

12.05.2020

В «железнодорожной» больнице Владикавказа с рожениц просят запредельные суммы

10.05.2020

PRO самых богатых и самых бедных депутатов Осетии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: