Утерянный Сосланбек Едзиты

Мои родители издали книгу «Сосланбек Едзиты».

И я не могу не написать об этом… не могу не поделиться радостью!

Столько лет они мечтали об этом, шли к этому…  Фактически, с конца 60-х годов прошлого века, с тех пор, как начали исследовать и изучать творчество этого выдающегося скульптора.

По сути, книга была готова к изданию еще в 1987 году.

С одной стороны – есть сожаления о том, что готовая рукопись столько лет пролежала на столах, под столами, по домам, в издательствах…побывала предметом спекуляций и даже была объявлена утерянной…

бзаров_5796

С другой стороны, как заметил на презентации книги историк Руслан Бзаров, это стало ее плюсом: «Книга ценна и тем, что она выдержана во времени. У авторов нет легкомысленной озабоченной амбициозности многих современных исследователей, которые открыв для себя что-то, полагают, что они открыли это миру».

Книга не просто выдержана, она выстрадана… Столько всего было на пути к ее изданию…

Прожита целая жизнь…

В ней не только история Великого Художника, Скульптора — «предтечи современной осетинской мемориальной и станковой скульптуры», но и история Осетии, удивительной, традиционной, той самой, безвозвратно утерянной.

Уже нет того грандиозного Хода, в котором родился, жил и начинал творить Сосланбек Едзиты, нет и того Хода, который  предстал глазам авторов в 1978 году — с его традиционным укладом жизни, высокой культурой и красотой. Хода, откуда вышли великий скульптор, великий писатель, и отец великого дирижера.

мамаНе случайно, листая долгожданную, пахнущую свежей краской книгу, которая только-только пришла из типографии, и разглядывая, будто заново, фотографии, каменные лики и лица живых людей  на них – моя мама обронила: «Это мир, который ушел, безвозвратно. И даже нет желания ехать и смотреть на то, как он выглядит сейчас».

В альбом вошло около 150 фотографий. Это памятники на старых кладбищах, которые на сегодняшний день либо утрачены, либо разрушены настолько, что сложно представить, подлежат ли они восстановлению. Большинство из них уникальны, потому  как,  во многом,  наследие Едзиты только на этих снимках и сохранилось.

Благодаря старым фотографиям и временной форме изложения, которую авторы сознательно решили не менять, утраченное историческое пространство удалось определенным образом сохранить.

Так получилась, что книга остановила время.

Это невозможно не заметить…

«Кромвель открыл для меня Едзиева, когда-то он отвез меня  в Синдзикау, — поделился на презентации Руслан Бзаров, — а сейчас я сам вожу туда младших друзей, и между тем, что я сам увидел когда-то, и тем, что показываю теперь, есть огромная разница. Наследие Едзиева практически уничтожено».

В книге зафиксирован огромный объем информации, она представляет ценность своей документальностью. Здесь нет вымыслов и домыслов.

Материалы, собранные в книге, — это результат многолетней, экспедиционной, собирательской и атрибуционной работы, которая велась с 1969 года авторами (оба они были на тот момент сотрудниками Северо-Осетинского республиканского художественного музея).

едзиев

Родители были хорошо знакомы с сыновьями скульптора —  Геором и Русланом Едзиты, которые рассказывали им  легенды, истории и сведения из жизни своего отца, подчас просто удивительные.

Что-то легло в основу книги, а многое еще ждет своего времени…

Большое количество информации почерпнуто из разговоров со старожилами сел  Хода,  Синдзикау,  лично знавшими Сосланбека и сохранившими  живые воспоминания о нем и его творчестве.

В Осетии интерес к наследию Сосланбека Едзиты начался со статьи Махарбека Туганова о скульпторе. Туганов был дружен с Сосланбеком и высоко ценил его творчество. Благодаря его оценке и его стараниями работы Сосланбека Едзиты оказались в Художественном музее и стали одними из первых экспонатов, на основе которых создавался национальный раздел коллекции Художественного музея.

кромвельвеб_5736

Для моего отца история эта началась в 1966 году, когда Энвер Туганов (сын основоположника современной осетинской живописи Махарбега Туганова) посоветовал ему съездить в Синдзикау: «Там есть художник, который ведет отшельнический образ жизни, он устроил у себя дома персональную выставку, было бы неплохо тебе посмотреть ее и написать статью».

«Тем художником был Геор Едзиты, сын Сосланбека, — рассказывает отец, — он был живописцем. Геор был непокорным, с непростой судьбой… 

И вот я приехал в Синдзикау, писать материал о нем… Но когда я увидел дом Сосланбека, я был ошеломлен…

Все эти барельефы на фасаде, автопортрет, обнаженная… это было настоящее потрясение…

На кладбище я не стал заходить, со стороны посмотрел на те надгробия, что были видны. Они были поразительны!

Так я познакомился с Геором, и так я открыл для себя Сосланбека Едзиты».

Потом были экспедиции, организованные авторами книги — историком и искусствоведом – и коллекция художественного музея им. Туганова пополнилась такими скульптурами, как «Женщина в гроте», «Скорбящий ангел», «Баесты Мад». Так же привезены были полусмытые, полузатертые,  три памятника  с заброшенных могил.

дзера1

Большинство работ остались на кладбищах в Алагирском и Дигорском районах, потому как были надгробиями. Разумеется,  родственники не соглашались отдавать их.

Вывезти можно было только то, что принадлежало самому автору и его наследникам.

дзера

В 1970 году работы Сосланбека Едзиеты были  доставлены в Москву на  выставку художников автономных республик Российской Федерации, которая проходила в Манеже — Центральном выставочном зале Москвы.

Сегодня удивительно и необъяснимо, но в те годы у  многих деятелей культуры личность Сосланбека  вызывала просто невероятную по силе ревность и неприятие! Доходило до того, что отцу угрожали физической расправой, в том случае, если он не прекратит пропагандировать творчество Сосланбека Едзиты и называть его великим скульптором.

Так на зональную выставку в Москву отец планировал вывезти как можно больше работ, но накануне отправки в союзе художников у него украли ящики для упаковки скульптуры. Кто-то категорически был против того, чтобы Едзиты отправился на выставку. Ситуацию спас скульптор Чермен Дзанагов, он смог найти несколько ящиков и отправка работ состоялась.

Выставка была грандиозным событием, по тем временам невероятно престижным и значимым.

Работы Сосланбека Едзиты обратили на себя внимание Олега Комова, одного из выдающихся русских советских скульпторов. Отец стал свидетелем того, как  Олег Комов, увидев работы Едзиты, упал на колени перед его скульптурами и сказал: «Ребята, нам же надо его после Москвы сразу везти в Лувр…»

дзера2

Уже во время первых экспедиций многие памятники были в таком плохом состоянии, что надо было что-то предпринимать, но тогда это было никому не нужно.

Как, впрочем, и теперь…

Сколько лет незавершенным остается проект создания Дома-Музея Сосланбека Едзиты!

В 2001 году дом  скульптора был отремонтирован.  Благодаря тому ремонту, конечно, удалось спасти само здание и украшающие его рельефы от полного уничтожения, однако из-за того, что ремонт, по сути, был сделан непрофессионально, дом невозможно эксплуатировать как музей, в нем, по сей день, нет ни отопления, ни воды…

За последние несколько лет работы Сосланбека Едзиты вывозили из республики в рамках самых различных культурных проектов…

Однако, ни разу за все эти годы, как впрочем, и никогда ранее, на правительственном уровне никто не озаботился состоянием остатков его наследия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ

Больше мяса и молока, меньше масла и мороженного

Партии и ЦИК обвинили друг друга в «каруселях» и вбросах

ПРО уставших избирателей, потери «Единой России» и «Патриотов», возвращение ЛДПР и дебют «Родины»

Первый пресс-аташе в отечественном футболе Андрей Айрапетов рассказал о встрече с Пеле, шампанском для ливерпульцев и клюшке от Харламова

От роста доходов до падения промышленного производства

Наша жизнь в определенной степени зависит от акциза, хотя не всегда можно узреть и почувствовать его на ощупь

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: