В бренде

Дерзкое брендирование от Артемия Лебедева взбудоражило Осетию

Студия дизайна знаменитого Артемия Лебедева, побывавшего во Владикавказе несколько месяцев назад, разработала для Северной и Южной Осетии визуализацию единого туристического бренда.

Согласно информации с официального сайта студии, задача, которая решалась в ходе работы, — позиционирование Осетии в качестве туристического региона.

«В Осетии приятно и интересно отдыхать. Моря в регионе нет, зато есть совершенно невероятная природа: горы и скалы, реки и водопады, леса и ущелья. А еще старинные крепости и монастыри, древние замки и вкуснейшие пироги! Красота местности отображена в современной айдентике — общей для Северной и Южной Осетии.

В знаке показан традиционный символ региона — семь гор. Из-за воздушной перспективы горы словно растворяются в утренней дымке!»

ossetia-logo

«В фирменном паттерне (паттерны — повторяющийся шаблон или образец, — прим.) угадывается окрас кавказского барса (он изображен на гербе Осетии). А цвета просто яркие и веселые».

ossetia-leopard5

Реакция на разработанный дизайн туристического бренда последовала неоднозначная — общественность разделилась на тех, кому категорически не понравилось видение московских дизайнеров, и тех, кому предложенный взрыв цвета пришелся по душе.

Поверхностный подход

Дизайнер, один из основателей творческой лаборатории «Портал» Темболат Гугкаев не в восторге от предложенной концепции:

— Сразу идет отторжение [у общественности], а значит, как минимум, не учли возможную реакцию людей, пренебрегли ею. Задача выполнена без погружения в специфику. Они, наверное, покопались в интернете, посмотрели информацию об Осетии и на основе этого создали странную для нас композицию. Много точек, по которым видно, что поверхностно подошли. [Туристический бренд] — не отображает ни специфику региона, ни менталитет — просто китчевый стиль, подогнанный под конкретную задачу.

Мне лично этот дизайн не близок, меня не радует этот психоделический горох. Если бы речь шла о диско-баре, я бы сказал, что это очень хорошо — яркий, позитивный, кислотный, то что надо для такого заведения. А если речь идет о республике, о ее туристическом имидже, то наверное должно быть что-то более национальное и в то же время современное. А здесь национальное вообще не учтено. И даже барс благодаря манипуляциям дизайнера стал безликим.

При этом Гугкаев отмечает, что взгляд со стороны нужен, но он должен быть профессиональным:

— Взгляд со стороны, конечно, нам не помешал бы, потому что у нас здесь у большинства немного глаз замыленный. Здесь уже обратная сторона — слишком много псевдонационального, грубо говоря, лубок. Также слепо берут из интернета, не проведя исследований, не обращаясь к специалистам. Конечно, когда вокруг тебя такая неприглядная «старина», формируется мнение, что вот это и есть осетинский стиль.

Взгляд со стороны нужен, но взгляд профессиональный. Если люди готовы миллион потратить за эмблему им надо этого человека привести сюда и показать настоящую культуру — не вино и пироги в московской упаковке, а реальность показать — людей, горы… Может это и звучит романтично, но плоды у этого были бы совсем другие.

Как пояснил дизайнер «Градусу», в республике можно создать условия для проведения нормального конкурса, а местным специалистам тоже нужно набираться опыта:

— Я лично сам все свои заказы стараюсь реализовывать здесь, даже если местные мастера не дотягивают. Для них это как минимум опыт и рост. Понятно, что конкурс у нас проводить опасно, может быть много чепухи, и, как у нас водится, кривотолков. Но, если привлечь людей знающих, любящих свое дело, то можно было бы и на местном уровне провести нормальный конкурс.

Гугкаева, как и многих, смутило имя Артемия Лебедева под проектом, так как известный дизайнер знаменит, в том числе и своими неоднозначными проектами:

— Контора Лебедева давно себя дискредитирует, они делают откровенную чепуху, но на волне давней славы у них «прокатывает». Есть куда более сильные дизайн студии.

Пусть народ рассудит

А генеральному директору рекламного агентства «Зебра» Сослану Касаеву качество проделанной дизайнерами работой понравилось:

Никогда еще Артемий Андреевич не испытывал такое колоссальное синхронное сокращение диафрагмы и межреберных мышц от икоты, как в эти дни. А дело в том, что неравнодушные жители Осетии, которые, как выяснилось, искусно разбираются в графическом дизайне, активно его вспоминали и обрушили на известного дизайнера шквал критики в купе с ушатом грязи в связи с разработкой его студией туристического бренда Осетии.

«Вкусомер» жителей республики зашкаливает от негатива и критики в адрес «посредственного бумагомарателя и кропача. 

Так как инокомыслие и свобода взглядов по-прежнему в чести, позволю себе выразить иное мнение меньшинства: по моему скромному взгляду, автор замечательно справился с задачей. Концепт смелый, яркий, непохожий ни на что. Шрифт универсальный, необычный. И не нужно копаться на бесплатных стоковых сайтах с целью доказать, что автор их выкрал, это не так. Они действительно оригинальные. Учитывая резонанс и недовольства народа, для частоты эксперимента и справедливости, можно провести открытый конкурс на разработку туристического бренда РСО-Алания. И пусть народ рассудит.

Ярко и молодежно

Дизайнер и преподаватель, главный редактор издательства «СЕМ» Мадина Джусоева также оценила работу коллег в положительном ключе:

— Простой и лаконичный логотип, каким он, по сути, и должен быть. Стилизация герба – не революционное решение, конечно, но все же стильно и симпатично. Шрифт, обозначен как «весьма осетинский и душевный», спорно, конечно, но в целом, согласна – душевно. Переднеазиатский леопард или, как его называет исполнитель, Кавказский барс, смотрится ярко и весело, что тоже должно позитивно сказаться на имидже бренда. Думаю, он будет хорошо воспринят молодежной аудиторией, благодаря ярким цветам и характерному принту. 

Я рада, что обошлись без орнаментальных композиций, крылатых всадников, пирогов и прочих традиционно отождествляемых с Осетией элементов. Нельзя уместить все достоинства края в одном логотипе, поэтому я за то, чтобы это было исполнено лаконично и просто, примерно это и сделали приглашенные дизайнеры.

Специалист пояснил «Градусу», что на внешней атрибутике останавливаться нельзя:

— Печатная продукция (визитки, упаковка, этикетка и пр.) в едином стиле призвана сделать бренд более презентабельным, повысить узнаваемость и  запомниться целевой аудитории. Как скоро начнут внедрять и начнет ли этот стиль ассоциироваться с Осетией, покажет время. Не исключаю, что найдутся недовольные. Возможно кто-то сделал бы лучше, но студия Лебедева сделала качественно и хорошо. 

Сделает ли этот логотип Осетию привлекательной в глазах туристов? Думаю, нам есть куда стремиться. Работать надо не только над внешней атрибутикой, но и над внутренним содержанием того, чем мы хотим привлечь туристов. Например, над сервисом, который у нас местами оставляет желать лучшего. Хотя есть и очевидные плюсы. Доброжелательность людей, лояльность, веротерпимость, сравнительно низкие цены при хорошем качестве кухни, доставка всего и вся. У нас уникальная природа и мы уникальный, ни на кого не похожий народ, на том и надо строить концепцию туристической привлекательности Осетии.

Еще одно положительное мнение в копилку нового дизайна высказала Инна Игнатович — один из создателей местного бренда натуральной косметики «Лето», знакомая со спецификой продвижения бренда на общероссийском рынке:

— Новый дизайн для туристической Осетии. Он очень хорош! Но его неоднозначно восприняли многие жители Осетии. Я уже очень хочу подержать в руках отпечатанные визитки, пакеты, конверты, буклеты. Это будет очень вкусно! Как и билборды, яркие, бросающиеся в глаза, совсем не похожие на все, что сейчас помещают на билборды в республике. Понятно, что все будет дальше зависеть от самого каталога туров, а потом от сервиса в республике и т.д. Но сейчас вопрос про первое впечатление.

Это провал

Графический дизайнер из Осетии Слава Васильев высказал в социальных сетях мнение, что разработанную айдентику («фирменный стиль» — визуальная составляющая бренда, призванная повысить его узнаваемость и создать впечатление целостности — прим.) использовать нельзя:

— Сегодня анонсирован новый туристический бренд Осетии, разработанный Студией Артемия Лебедева. Это провал и использовать такую айдентику ни в коем случае нельзя. Не ясно, какая задача была поставлена комитетом по туризму Северной Осетии перед Студией, но результат не отражает характерные культурные, природные и любые другие аспекты Осетии. Зачем нужна пустая примитивная графика, за которой не кроется никакого смысла? Что изменится, если заменить в логотипе Осетию на Абхазию, например? Интересно, сколько человек на свете считают «семь гор» символом Северной и Южной Осетии?

К слову, разработка логотипа в Студии Артемия Лебедева (по словам Лебедева) стоит от 1 000 000 рублей, либо 100 000 рублей по программе «Экспресс-дизайн». Судя по анонсу, данный логотип был разработан НЕ в формате экспресс-дизайна, а это значит, что у заказчика была возможность оценивать, править, влиять на предлагаемые студией концепции.

Решение о принятии айдентики не было вынесено на открытое обсуждение, не было возможности дать оценку важному решению, которое коснется многих. Туризм в Осетии и так чувствует себя не лучшим образом, а сегодня он рискует сделать еще один шаг в неизвестность.*

Всем не угодишь

Руководитель комитета по туризму Заурбек Кодзаев прокомментировал общественную реакцию на дизайн-проект студии Лебедева коллегам из Ossetia News:

— У нас основной логотип — это семь гор в разной цветовой гамме. А те паттерны (повторяющиеся элементы), которые разработаны и нанесены на картинку, возможно, неудачно размещены. Они обычно используются на носителях где-то по бокам, придают узнаваемость. Логотипом являются только семь гор, и это бренд именно туристической направленности. Что касается негатива — это первая реакция, ну, подождите пока. Всем не угодишь, солнце всем по-разному светит. Мы хотим считаться с мнением людей, но иногда и у нас не бывает возможности согласовать это со всеми.

Кодзаев пояснил, что разноцветный барс фактически не привязан к логотипу:

— Они [паттерны] нанесены на барса для визуализации, их сделали яркими, чтобы они были узнаваемыми. Эти паттерны будут на носителях, например, на рекламных щитах. А сам логотип – это желтый круг с горами разной цветовой гаммы, они будут меняться в зависимости от времени года, от места использования, от цвета носителя. Например, коробка для осетинских пирогов будет носить рекомендательный характер. Те люди, гости, которые уезжают из Осетии, они увозят пироги. И эта коробка будет носителем логотипа. Нас больше интересует узнаваемость не внутри региона, а за ее пределами.

Как подчеркнул Кодзаев, «на данный момент документально логотип еще не введен в оборот, сейчас ведется разработка правил пользования брендбуком».

В процессе работы студия разрабатывала и другие вариант, не вошедшие в окончательный проект

Авторская орфография и пунктуация материалов из социальных сетей сохранена*

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ
22.03.2019 Gradus Pro

Что такое «Кванториум» и с чем его едят

Осетия-2018: рождаемость растет, доходы снижаются, население мигрирует

20.03.2019 Gradus Pro

Режиссер Аслан Галазов об авантюризме и муляжах Стратегии развития Северной Осетии-2030

19.03.2019 Gradus Pro

Артистов Музыкального театра хотят оставить без «майских выплат» через срочную ликвидацию юрлица

17.03.2019 Gradus Pro

Такое впечатление, что депутаты и чиновники в нерабочее время ходят исключительно на «разборки»

16.03.2019 Gradus Pro

Независимое расследование крупнейшей техногенной аварии Осетии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: