Вадим Цаликов в тройке номинантов

19.01.2015 Gradus Pro

23 января в Москве в первом павильоне киноконцерна «Мосфильм», состоится 13-я торжественная церемония вручения наград премии Национальной Академии кинематографических искусств и наук «Золотой Орел» за заслуги в области российского кинематографа и телевидения за 2014 год.

В тройке номинантов на звание «Лучший неигровой фильм» картина известного российского документалиста, нашего земляка Вадима Цаликова «Беслан. Память».Фильм широко был представлен на российских кинофестивалях, состоялись его премьерные показы в Риме, Сан-Марино, Брюсселе. Одной из значимых наград прошедшего года стало вручение картине главного приза «Бронзовая свеча» от Центра им. А. И. Солженицына «Русское зарубежье». Можно сказать, что фильм уже одержал своеобразную победу, войдя в главную тройку номинантов из 39 лучших документальных картин года. Но независимо от того, получит ли картина приз Академии, она  достигла главного –  она заставляет зрителей сопереживать, думать, быть неравнодушными…

Способность рассказать о трагедии не языком публицистики с оценочным текстом – дар редкий, требующий и мудрости, и мужества, и мастерства. Этим даром по праву обладает режиссер фильма «Беслан. Память», –  говорит о картине Сергей Головецкий, кинорежиссер, лауреат отечественных и международных кинофестивалей, член Правления Союза кинематографистов и Ассоциации документального кино СК России.

Галина Леонтьева, кинорежиссер, президент Ассоциации документального кино СК России:

– Картина Вадима Цаликова «Беслан. Память» поразила меня своей честностью и неравнодушием к теме. Видно, что режиссер «пропускает» судьбы героев фильма через свою внутреннюю душевную боль, через свою сердечность. Такая картина не могла быть «случайной» в творческой судьбе режиссера. Только человек, искренне переживающий и понимающий своих земляков и героев, мог снять такую трогательную и пронзительную картину.

Сергей Зайцев, кинорежиссер, президент Международного кинофестиваля «Русское зарубежье», член Правления Ассоциации документального кино СК России:

— Фильм Цаликова «Беслан. Память» имеет огромное воспитательное значение. Я бы рекомендовал его к показу для учащихся старших классов в школах, в специальных и высших учебных заведениях России. Просмотр этой картины – процедура очищения, необходимая сердцу каждого взрослого человека. Да, это боль. Но если жить с ней будут лишь участники самой трагедии, то рано или поздно память о случившемся уйдёт вместе с ними. А этого допустить нельзя. Это беда общая. Это то, что не болеть не может, то, что мы должны передавать по наследству.

Считаю, что в истории страны трагедия Беслана стоит в ряду тех событий, память о которых способна формировать духовное возрождение общества.

Алексей Малечкин, кинорежиссер, продюсер. Руководитель московской киностудии «XXIвек», член Правления Ассоциации документального кино СК России:

— На показах фильмов российского режиссера документального кино Вадима Цаликова о Бесланской трагедии нет равнодушных зрителей. Потрясает сам факт и то мужество, с которым режиссер многие годы, не жалея свои нервы и чувства, напоминает нам о том, что мы люди, но в нашем мире есть зло, нечеловеческое зло – терроризм.

На определенном этапе, возрастном, наверное, человек, который вспоминает и помнит, пытается выразить, рассказать о памяти, о своих чувствах, мыслях, переживаниях… У человека появляется необходимость (как воздух) передать, поделиться воспоминаниями, своей памятью в творческих усилиях, в кино или в чем-то другом. Без возможности такого самовыражения нет творчества, нет связи времен, поколений… Особенно в документальном кино. Сохранить время, образ нашей жизни, историю в кинодокументе, передать эмоции и факты…

Но как это сложно – рассказывать и показывать то, о чем болит сердце…

Фильмы Вадима Цаликова о Бесланской трагедии, о нашей общечеловеческой трагедии. По моему пониманию, работа режиссера – это Поступок человека, его человеческая позиция! И это факт, с которым согласятся все, кто видел фильмы В. Цаликова, и те, кто знаком с его творчеством.

Снимать фильмы всегда непросто, особенно документальные «неигровые», особенно фильмы о человеческой трагедии. Автор переживает, и его сострадание чувствуется в каждом фильме цикла, в каждом кадре и передается нам – зрителям. Передать чувство, создать эмоциональный мир фильма, показать правду жизни – это свойство искусства, это зрелость художника-мастера, это то главное, ради чего документалисты снимают свои фильмы.

Фильм «Беслан. Память» пронизан чувствами о том, как люди продолжают жить и помнить своих детей, родных и близких, помнить тех, кого уже нет на земле… Мать, потерявшая своего ребенка, отец, похоронивший дочь…Как жить с таким горем!!!? «Город ангелов» — мемориальное кладбище Бесланской трагедии – как набат звучит над нами. Бесконечная галерея детских лиц, надгробия… Скульптурные и эмоциональные ангелы над ними и над нами… Зримый ужас нашей жизни, и мы, люди, пока не можем победить это зло – терроризм — бессмысленную гибель людей, детей…

Мы с Вадимом понимаем друг друга (он видел мои фильмы о родине — Абхазии). Чувства горечи и сострадания, отношение к смерти, к войне, чувство любви к своей земле, к предкам, к людям, к человеческому достоинству и национальному самосознанию живут в нас. Это бесконечность – человеческая память. Мужество и талант режиссера наглядно сохраняют эту память, которая напоминает нам о том, что мы еще люди…

Каждый, умирая, уносит в могилу тайну своей личности и призвания. С особой же силой чувствуется это, когда из мира уходят дети… Чувствуется боль и обида, недоумение, почему же мир лишается своего будущего…

СТАТЬИ
12.03.2024

Торговая сеть запустила новую акцию

26.11.2023

Все, что вы хотели знать о мерах соцподдержки мам

16.11.2023

Торговая сеть запустила предновогоднюю акцию

17.10.2023

Нового министра ВД по Северной Осетии Демьяна Лаптева представили личному составу ведомства

16.10.2023

Во Владикавказе проведут рейд по незаконным нестационарным торговым объектам

13.09.2023

В Северной Осетии появился ВкусВилл

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: