Великие и могучие

Нас ждут великие гастроли! К нам едет Вахтанговский театр. Второй раз за всю свою историю. Впервые это случилось примерно лет тридцать пять назад, точно уже не скажу. Я училась в пятой школе; актеры и Рубен Симонов, тогдашний художественный руководитель и главный режиссер, к нам приходили, потому что Вахтангов тоже окончил гимназию №5. Я смутно помню только рассказ Юлии Борисовой о том, как ее потрясло осетинское застолье, похожее на ритуал, на молитву, на великое и насыщенное смыслами действо. Она, смеясь над собой, говорила школьникам, что никак не могла откусить осетинский пирог, потому что все время кто-то что-то важное произносил, и ей было неловко жевать.

Тогда театр привез только один спектакль (зато какой!) – «Принцесса Турандот». Это мистическое, яркое и веселое действо было визитной карточкой вахтанговской театральной труппы. Я не историк театра, просто очень его люблю, но уверена: то, что можно пережить в театре, нельзя больше пережить нигде. По моему дилетантскому мнению, суть театральной теории нашего земляка, Евгения Багратовича Вахтангова, состоит в том, что театр – это праздник, буйство фантазии, активный диалог со зрителем, большой процент импровизации, простота сюжета и много внешних эффектов: танцев, музыки, шуток. «Принцесса Турандот» – именно такой спектакль. Мне кажется, что вахтановскую систему перенял сегодня другой театральный коллектив – театр имени Ленинского комсомола (Ленком) под управлением великого и яркого режиссера Марка Захарова. Самые известные ленкомовские постановки созданы именно в стиле, когда-то предложенном Е.Вахтанговым, и лучше всего воплощенном в «Принцессе Турандот».

Театр имени Вахтангова на сегодня – это тяготение к классике и в репертуаре, и в воплощении литературных текстов на сцене. И это великие актеры, гиганты. Из тех, кто редко снимается в сериалах или не снимается в них вовсе: Владимир Этуш, Василий Лановой (он и тогда, давным-давно тоже приезжал), Евгений Князев, Юлия Рутберг, Сергей Маковецкий, Мария Аронова…

Приедет около двухсот человек. Масштабы гастролей – огромные. Если представить, какое количество костюмов, оборудования, декораций придется привезти, если подумать о том, как все это не забыть, осуществить, воплотить, то можно реально сойти с ума. Но организаторы, видимо, действуют по принципу: глаза боятся, а руки делают.

Не пропустите эти гастроли. Выберите что-нибудь, и сходите обязательно. Не пожалейте денег, хотя билеты дороговаты, но в столице цены еще выше. И попасть сложнее.

Спектаклей всего девять. Очень разнообразный репертуар. На все вкусы. Опишу кратко, потому что видела эти постановки в Москве.

«Ревнивая к себе самой» – пьеса Тирсо де Молина, вполне традиционная веселая комедия, созданная испанцем, современником Сервантеса и Шекспира.

«Медея» – спектакль не по знаменитой пьесе Еврипида, а по почти современному ее переложению Ж. Ануем. Все помнят историю обманутой Ясоном Медеи. Ничего нового, но как интересно покопаться в старых, не потерявших яркости и новизны отношениях мужчины и женщины, очень разных по своим устремлениям.

«Крик лангусты» – пьеса о знаменитой Саре Бернар, гениальной актрисе, вспоминающей свои подвиги на сцене и в любви.

«Дядюшкин сон» – великолепный спектакль по пьесе Ф. Достоевского, веселый, но с грустной концовкой, в котором блистают непобедимый Владимир Этуш и несравненная Мария Аронова.

«Маскарад» – свежая постановка Римаса Туминаса по пьесе М. Лермонтова «Маскарад». Завораживающий спектакль. Вахтанговцы не очень любят отступать от классической манеры, переодевать актеров прошлых веков в современные костюмы и переносить место действия классических текстов в наше время. Такие эксперименты – не в стиле этого коллектива. Но данный спектакль по-другому экспериментален. Очень красиво, снежно, романтично и загадочно. И Лермонтов – и не Лермонтов. Так талантливо! Сходите – не пожалеете.

«Дядя Ваня». Чехова не люблю, не понимаю бесконечного нытья его героев, скуки, безнадеги, но даже меня покорил Сергей Маковецкий в роли дяди Вани. Эта постановка сразу втягивает вас как зрителя в свой ритм и не дает из него выйти ни на мгновение. И утомительная чеховская скука приобретает какой-то великий важный смысл в исполнении вахтанговцев.

«Анна Каренина». Вот это эксперимент! Это не драматическая постановка, но и не балет. Это динамическое, бессловесное, телесное переложение романа Льва Толстого. Поточнее сказать у меня не получится, потому что крайне необычно. Музыка Шнитке. Исполнители – не танцоры, а актеры. Но при этом очень точно передаются ощущения от знаменитого текста и, как ни странно, его глубинные идеи. Не на интеллектуальном уровне, а на каком-то ином, почти тактильном.

«Матренин двор» – спектакль для двух актеров. Очень камерный. Текст А. Солженицына. Я бы сказала, что эта постановка кажется почти не содержащей режиссуры как таковой, но нагрузка, возложенная на актеров, огромна. При минимуме декораций и костюмов передается море эмоций, ощущений и концептуальная основа деревенской прозы: не стоит земля без праведника. Матрена в представлении Александра Исаевича — именно такой праведник и есть.

Мой любимый вахтанговский спектакль – «Посвящение Еве». Почти детективная история, разыгранная двумя монстрами (в самых лучших смыслах этого слова) российской сцены: Василием Лановым и Евгением Князевым. Роскошный спектакль о большой любви дух мужчин к одной женщине. Блеск! Недосягаемая высота актерского мастерства! Умопомрачительно просто.

Дорогие «градусники» и примкнувшие к ним, выберите время, найдите денежку, не пожалейте сил, духовных и физических, сходите в театр. Когда еще приедут такие необыкновенные актеры и режиссеры, когда еще соберутся к нам. Театральный спектакль ни с кино, ни с книгой сравнить нельзя, даже если снять его на пленку, то атмосферу, царящую в зале, все равно передать не получится: театр – это воспоминание, послевкусие, которое всю жизнь будет с вами. Особенно если речь идет не о собравшейся на время «чеса» труппе, которая ставит заведомо популярные пустоватые пьески, а о большом, красивом, классическом во всех смыслах стационарном театре, созданном нашим земляком. Одном из лучших театров страны, если не самом лучшем…

На слайдере — художественный руководитель Государственного академического театра им. Вахтангова РИМАС ТУМИНАС

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ

В Алагирском районе вечные проблемы с водой, и никто не виноват

15.01.2020

PRO запутанный клубок земельных отношений, кадастровую стоимость, генпланы, бизнес, колхозы и суды

Декан экономического факультета МГУ выступил с лекцией во Владикавказе

27.12.2019

Управляющий Отделением Пенсионного фонда РФ по Северной Осетии Сергей Таболов ответил на вопросы читателей «Градуса»

27.12.2019

Заместитель министра экономического развития Северной Осетии ответил на актуальные вопросы

26.12.2019

Год назад в страшном пожаре 72-летняя Вера Хуцистова потеряла дом

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: