Высокие отношения

20.06.2014 Gradus Pro

13 июня 2014 года в Праге в концертном зале Рудольфинум с феноменальным успехом прошел концерт оркестра Чешской филармонии, которым дирижировал Валерий Гергиев. То, что событие ожидается более чем значимое, было понятно еще задолго до самого выступления.

Зрители стали собираться за час до концерта, тогда же появились и беспокойные молодые люди с листовками, на одной из сторон которых по-русски было написано «НЕТ ПРОПАГАНДЕ!», а на другой, уже на чешском,  – перечень «прегрешений» Валерия Абисаловича.

В список «прегрешений» вошли: поддержка военной идеологии Владимира Путина, закона о запрете гей-пропаганды и «аннексии Крыма».

Листовку с гневным призывом «НЕТ ПРОПАГАНДЕ» следовало поднять во время выступления в любое удобное для зрителя время и помахать над головой, тем самым выразив свою гражданскую позицию.

Мимо толпы ожидающих зрителей сновали парочки нетрадиционной ориентации, подчеркнуто выпячивавшие субтильные грудные клетки, разукрашенные радужными нагрудными платочками LGBT(аббревиатура сообщества геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров).

На месте событий оказалась Наташа Судленкова, главный редактор газеты «Пражский телеграф», которая поделилась эмоциями от прошедшего выступления:

…что-то бесхитростному уму подсказывало, что не разглядит великий дирижёр эти платочки в зале, ох, не разглядит… И не поймёт, до чего был неправ, поддерживая закон о запрете пропаганды гомосексуализма, такого весёлого и разноцветного…

Зал был забит до отказа. После завершения произведений люди безумствовали, вновь и вновь вызывая Валерия Гергиева. Необыкновенно хороша была и пианистка из Южной Кореи Ел Юм Сон. Она исполнила 2-й концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром, а потом на бис — джазовую композицию (как потом выяснил у самой пианистки «Пражский телеграф», это была композиция Николая Капустины, выдающегося советского и российского джазового исполнителя и композитора). Так что, даже джаз был полностью в духе вечера – русский.

Ни одной листовки, ни тыльной, ни лицевой стороны в зале показано не было. Молодых людей в радужной раскраске тоже не было предъявлено. Зато восторгов, оваций, восхищённых возгласов было хоть отбавляй.

Сам маэстро в разговоре для ПТ сказал, что очень хотел бы организовать выступление в Праге оркестра Мариинки, а также рассчитывает на выступление оркестра Чешской филармонии в Санкт-Петербурге. И под это у нас во время разговора с Валерием Абисаловичем родился гениальный план. О нём как-нибудь позже, когда он обретёт реальные очертания.

Забавно, что «Картинки с выставки » заканчиваются  произведением   «Великие киевские ворота», что на чешском звучит или можно перевести  как «большой киевский затор? или тупик?». И этим очень символично закончился концерт!

Там же побывала и наша соотечественница, которая имела счастье присутствовать на этом концерте. Она подтвердила слова Наташи Судленковой, добавив только, что «зал аплодировал настолько долго, что у меня в телефоне даже закончилась память, когда я снимала овации благодарных зрителей».

Нагнетание обстановки вокруг имени великого дирижера началось 11 марта этого года, когда Валерий Абисалович поставил свою подпись под опубликованным на сайте Министерства культуры России письмом, в котором выражалась поддержка позиции президента России «по Украине и Крыму». Для многих деятелей культуры во всем мире, да и для многочисленных поклонников творчества дирижера в Европе его гражданская позиция вызвала самые противоречивые отклики. Не будем забывать, что все эти антигергиевские акции появились, в том числе, и с подачи правой проукраинской радикальной пропаганды.

Сам Валерий Абисалович своих взглядов не изменил, а о том, почему он поддерживает российского президента, известный музыкант говорил и раньше. Дирижер, как за всю свою жизнь, так и за творческую деятельность, общался с большим количеством влиятельных лиц и государственных деятелей, наблюдая за их политикой и поступками, особенно в отношении культуры. И пришел к выводу, что многим из них она совершенно неинтересна. Президента Путина, к которому, по его словам, он «долго присматривался»,  он отнес к той маленькой части современных политиков, которые не просто считают, что без Культуры с большой буквы государство – это всего лишь большая территория с кучей экономических и политических проблем, но и много делающего  для ее сохранения, развития и, самое главное, продвижения связей РФ с мировым сообществом именно через культуру.

Будем надеяться, что поддержка политики Кремля сильно не осложнит карьеру музыканта. Хотя совсем недавно Гергиева освистали перед концертом на Трафальгарской площади, а в Карнеги-холл под его управлением отказалась петь  оперная певица из Финляндии Карита Матилла. В интернет-обсуждениях появились даже некорректные сравнения с гражданскими позициями немецких дирижеров Рихарда Вагнера и Вильгельма Фуртвенглера. Многие также считают, что Валерий Абисалович может потерять пост главного дирижера Мюнхенского филармонического оркестра, на который он по контракту должен заступить в начале 2015 года.

Крупнейшая чешская газета Mladá fronta dnes, корреспонденты которой явно присутствовали на другом концерте, отписалась:

Гергиев прилетел прямо в день концерта, и все произведения прошел на одной репетиции. Та же программа исполняется и в итальянской Равенне, поэтому пражский концерт можно назвать генеральной репетицией по очень дорогим билетам. С трудом можно было ожидать, что между дирижером и музыкантами возникнет что-то вроде творческой гармонии… Сюита из балета «Лебединое озеро» прозвучала холодно и невыразительно, без эмоций…

Изданию Hospodářské noviny тоже, видимо, не хватило места в зале, потому что журналисты позволили себе написать вот это:

Апогея сыгранность дирижера с чешскими филармониками достигла прямо в начале – в Сюите из балета «Лебединое озеро». Гергиев создал вневременную музыку, которая показывает гениальность Чайковского и возможности свободного творчества, которыми обладают исполнители … Последовавшие далее в статье слова прокомментировало Radio Praha:

— Автор восхищается нервным трепетом пальцев дирижера, которые трясутся как крылья колибри, но добавляет, что эти же пальцы передают и национальную путинскую дрожь.

Ни для кого не секрет, что Гергиева и Путина связывают дружеские, человеческие отношения. Открытых заявлений и высказываний Валерий Абисалович не делал. Да, даже если бы и сделал, это – его личное дело. С кем дружить и как дружить, Гергиев разберется сам. Именно этой простой вещи не понимают те, кто начал травлю известного дирижера. Понятно же, почему и для кого готовили такую персонифицированную информационную бомбу. На войне, как говорится, все средства хороши. Того и глядишь, не ровен час, когда на щите европейской пропаганды окажется Bolshoy. А что, почему бы не растиражировать по всему миру «новость» о том, что солисты Большого театра отказались играть «Лебединое озеро» из соображений неприятия сексуальной ориентации автора незабвенного произведения?!

И еще. Политика и искусство – это параллельные понятия. Иногда они пересекаются, но для того, чтобы поднять политику до высоты человеческих ценностей. В точке пересечения политики Путина и мастерства Гергиева все наоборот. Опустили политику, а заодно и искусство.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ

Токсичные отходы хвостохранилищ Северной Осетии как экологическое бедствие

18.07.2019

Во Владикавказе прошел дипломный спектакль студентов 4 курса актерского отделения факультета искусств «VI персонажей в поисках автора»

Возрожденная «Алания» проиграла дебютный матч

Министр имущества про разрушающиеся объекты, участки для многодетных и нехватку пастбищ

За предпринимателями денно и нощно начал следить «большой брат»

12.07.2019

На бывших руководителей СОГМА заведены уголовные дела, сумма ущерба составила 86 млн

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: