ЮНЕСКОмæ хонæг

В декабре прошлого года в столице Азербайджана Баку, в рамках  очередной конференции ЮНЕСКО, состоялась 8 сессия Комитета по охране нематериального культурного наследия.  Под нематериальным культурным наследием имеются в виду — «обычаи, формы представления, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами, и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия». То есть – это все те способы самовыражения, навыки и знания, которые мы передаем из поколения в поколение, и которые составляют нашу культурную идентичность. Это набирающее размах движение популяризации нематериальных сокровищ человечества родилось не так давно. Нынешняя сессия Комитета совпала с 10-й годовщиной принятия Генеральной Ассамблеей ЮНЕСКО Конвенции по охране нематериального культурного наследия. В ней же указаны конкретные проявления нематериального культурного наследия – это и устные традиции и формы выражения, в том числе язык, как носитель нематериального культурного наследия, и исполнительские искусства, обычаи, обряды, праздники. И знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной, а также знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.  Вот из всех этих шедевров составляется уникальный список, где за каждой страной числятся «конкретные проявления нематериального культурного наследия».

Это такой аналог Списка Всемирного наследия, уделяющего основное внимание материальной культуре. Надеюсь, мне нет необходимости объяснять здесь важность и значимость нахождения в этом списке (нематериального наследия). Самое главное, таким образом, в мире пытаются спасти и защитить все эти культурные ценности. В этом смысле этот перечень даже более важен, чем первый, так как в современном глобальном мире мы даже не замечаем, как исчезают все эти обычаи, праздники, традиции и т.д. Что там праздники, мы вот язык утрачиваем, а я все чаще слышу от вполне себе респектабельных людей, что дальше Алагира он им никогда не пригодится.  И вы, наверное, решили, что за Россией в этом списке, ну, как минимум, с десяток наименований?…

Только два – якутский героический эпос «Олонхо» и культурное пространство и устное творчество  староверов Забайкалья. И все. Одна из самых больших и многонациональных стран в мире. Вот вы знаете, что такое Вануату? Я не знала (ну, мне стыдно). Это островное государство недалеко от Австралии. Общая площадь суши – 12 190 кв.км. Вот даже за этой страной в перечне Юнеско имеется такое наименование как «рисунки на песке народов Вануату». За Россией – два…

С некоторых пор в этот список включают и всевозможные кулинарные феномены.  Вы скажете, какое это нематериально наследие? Так вот, имеются в виду не сами продукты, конкретные блюда и их рецепты, а обряды, праздники, особые ритуалы, сопровождающие приготовление этих блюд, особые способы и методы выращивания, хранения, консервирования этих продуктов, а также само застолье, которое, уж если мы говорим о национальной идентичности, лучше всего и характеризует его. Вот, например, на последней сессии в Баку перечень пополнился сразу несколькими кулинарными феноменами. В него записали традиционную японскую кухню, культуру турецкого кофе (обратите внимание, культуру, не сам кофе как таковой), приготовление корейской закуски из овощей и традиционный метод грузинского виноделия квеври. Самые яркие примеры за все время существования списка, прогремевшие на весь мир – французская кухня и так называемая средиземноморская диета (совместно Италия, Испания, Греция, Марокко).  За Россией из кухни и связанных с ней обычаев – НИЧЕГО. Более 150 национальностей и ни одного гастрономического феномена. Почему? Причин много, но об этом немного позже.

Когда я впервые услышала об этом списке, то первая мысль, то есть первый кулинарный феномен, который пришел в голову, это, конечно же, традиционное осетинское застолье. Может, я кому-то покажусь наивной, но подходит по всем, так сказать, параметрам. Дело же не в самой еде, а в том, как к нашим праздникам готовятся, как и из чего делают традиционную еду, особенно пироги, как по строго заведенным порядкам проходит само застолье, с четко установленным порядком тостов, и т.д. И никто же не будет со мной спорить, что эта традиция, ну если не утрачивается, то уж точно претерпевает значительные изменения, а значит, со временем может и исчезнуть.

А теперь о причинах, почему за Россией в этом списке нет ничего. Первая, самая сложная проблема, связана с нашей (общероссийской) историей, и заключается в том, что именно быт, обычаи были выкорчеваны за время советской власти. Ну, вспомните хотя бы знаменитые компании по борьбе с мещанством и мещанским бытом. Сами эти слова до сих пор произносятся с оскорбительным оттенком. Про коллективизацию,  раскулачивание, лагеря я даже вспоминать не буду. Какие уж тут обычаи! Есть причины и более современные – это индустриализация и глобализация. Жители современных городов зачастую не успевают готовить дома – отсюда распространение фастфудов и полуфабрикатов. Утрачиваются и традиции совместного приготовления блюд, маринования и консервирования, так как круглый год мы можем покупать любые свежие овощи и фрукты. И самая, на данный момент, главная причина. Даже если мы (то есть осетины), решим, что да, осетинское застолье (кстати, можно назвать его и как-нибудь по-другому или предложить какой-то отдельный обычай, связанный с едой) подходит по всем параметрам, и его необходимо сохранять… Мы будем тихо радоваться этому дома.

А как вы думаете, об этом должны узнать, ни много ни мало —  в мире?! ЮНЕСКО не ездит по странам и не ищет наследие, у него нет для этого возможностей. Досье должна собрать, подготовить и представить какая-нибудь организация или ассоциация.  Так, во Франции, подобную инициативу проявили ведущие кулинары, которые собрались под руководством Жан-Робера Питта, бывшего ректора Сорбонны. Позже это предложение поддержал и тогдашний президент республики Никола Саркози. Если государство не берет на себя эту задачу, сбором досье могут заняться частные организации. Требуется заявка от, скажем так, неравнодушных граждан. Если такой активной ячейки не найдется, никто и не узнает, что и у нас (как в целом в России, так и частности в Осетии) тоже имеется достойное и нуждающееся в охране наследие. И не надо думать, что, вот, французская кухня это действительно феномен – а мы куда? Такое отношение — это тоже одна из преград на пути к списку ЮНЕСКО. А монастырские коврижки с севера Хорватии,  турецкий кофе, грузинский метод виноделия квеври или приготовление корейской закуски из овощей? Осетинское застолье смотрелось бы в этом списке не менее достойно.

Надо сказать, что и французская кухня попала в перечень в качестве социальной практики. Акцент был сделан не только на еде и на всем, что с ней связано (а здесь важны и фермерские или поварские навыки, и культура застолья) но и на общении, считающимся одним из основных элементов трапезы по-французски.

То есть целая система кодов, в которой характер нации проявляется, как ни в чем другом, где одна церемония следует за другой, а за столом все точно знают, в какой момент и о чем можно говорить, когда поднимать бокал, а когда встать из-за стола.  Вот поменяйте слово французское на осетинское. Какая разница? Да никакой! По крайней мере,  когда-то так было. А если в прагматичном современном мире памятники культуры мало кого интересуют, то это как раз тот случай, когда нематериальные ценности могут принести вполне себе материальные дивиденды в виде определенного бренда. То есть мы можем преследовать еще и свои экономические и маркетинговые интересы. Почему бы нам не стать первым кулинарным феноменом от России? Ну, мы должны хотя бы попробовать. Ведь не только у меня возникает ощущение, что вместе с нашим языком, обычаями и традициями мы действительно теряем нашу национальную идентичность. В условиях глобализации это проблема всего мира. Иначе бы этот список не придумали. Только некоторые, как, например, прекрасные народы  Вануату, свой шанс остаться не упускают. А мы?

СТАТЬИ
12.03.2024

Торговая сеть запустила новую акцию

26.11.2023

Все, что вы хотели знать о мерах соцподдержки мам

16.11.2023

Торговая сеть запустила предновогоднюю акцию

17.10.2023

Нового министра ВД по Северной Осетии Демьяна Лаптева представили личному составу ведомства

16.10.2023

Во Владикавказе проведут рейд по незаконным нестационарным торговым объектам

13.09.2023

В Северной Осетии появился ВкусВилл

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: