Живите, как чувствуете

Или о самом ответственном фронте театрального искусства

Наверное, пора что-то делать с тем, что театр «Саби» знают только из-за недавно выделенного коллективу новенького автобуса. Это, поверьте, не главная особенность жизни «учреждения культуры»: труппа существует активно, творчески, полнокровно; в отремонтированном здании театра постоянно слышны детские голоса, что, собственно, и является признаком хороших перспектив. «Саби» напоминает о зефирно-шоколадном детском рае, когда мороженое не сразу таяло, а как-то медленно расплывалось в креманке или, что еще лучше, во рту.

Сам театр наработал за свою очень длинную историю замечательную энергетику. Там необыкновенно уютно. До начала представления дети могут не только пофотографироваться с куклами, но и порисовать, побегать по коридору и по зрительному залу, что почему-то очень им нравится. Это заметно, потому что малышня светится, хохочет и не скрывает своего восторга и любопытства перед всеми, кого можно встретить в театре зимой: прежде всего, перед Дедом Морозом и Снегурочкой. Кстати, до спектакля именно эти персонажи традиционно пытаются зажечь огни на елке (Вспомните детский сад!) и не совсем традиционно учат детей волшебству: подули всем залом на елочку – огни погасли, похлопали-потопали – они снова зажглись. Кто из нас, давно уже не деток, не хотел бы уметь совершать такие и всякие другие чудеса?! Не существует подобных людей, я уверена.

Даже для себя самой не могу решить, легче играть для детей или труднее. С одной стороны, утонченная нюансировка малышам не нужна, с другой, – они не могут сохранять тишину в зале, им нужны яркие впечатления буквально ежесекундно. И это необходимо им обеспечить, что вряд ли просто. Иначе они заскучают. Поэтому театров для детей так мало, не каждый крупный город может подобным коллективом похвастаться. А мы можем! И наш крутой во всех отношениях «Саби» нужно беречь и поддерживать.

Нереально удивил зритель. Дети, которые занимали бОльшую часть кресел в зале, непосредственны и непоседливы. Но это на поверхности. Они еще и очень доверчивы и добры. Дети – лучшие собеседники и зрители, потому что они открыты и честны, не умеют лукавить и лицемерить. Это их качество психологи называют жестокостью, но не думаю, что верно именно так интерпретировать детский взгляд на события и людей. Я стараюсь всегда помнить о маленьком мальчике из «Нового платья короля», наблюдателе с прекрасным зрением. Он верит тому, что видит, а не тому, что ему велят видеть взрослые. Постепенно дети учатся вести себя «правильно», но хорошо ли это – трудно сказать.

Простой пример. В сказках Пушкина налицо сборище очень неприятных и странных людей. Взрослый и мудрый читатель не понимает, почему Салтан не проверил, что за неведомая зверушка родилась у его супруги; Гвидон и его мать почему-то запросто прощают Салтана без каких бы то ни было вопросов; царь из «Золотого петушка» не горюет в связи с убитыми сыновьями… В детстве это не кажется странным. А взрослые переживают. Все-таки мы много утрачиваем, становясь старше.

Когда Баба Яга в спектакле «Морозко» коварно усыпила Настеньку, надеясь на взаимность Иванушки, а потом появился волшебник Морозко, то дети в зале дружно «сдали» ему злодейку. Они кричали, что это именно она, обладательница костяной ноги и избушки на курьих ножках с телевизором, заколдовала невинную и чистосердечную девушку. Юных зрителей было не остановить. У лесной волшебницы Яги шансов на спасение не было вообще, в принципе.

Родители шикали, успокаивали, но зал негодовал. Дети будто советовали взрослым: «Не оглядывайтесь на опыт и знания. Не заморачивайтесь. Просто живите, как чувствуете. И если Баба Яга – стерва, то ей нужно об этом немедленно сообщить».

Можно ли «переплюнуть» такое искреннее мировоззрение?!

Теперь подробнее о спектаклях.

«Морозко» я не назову шедевральным (режиссер – Эрмик Бабаянц), но добротным и качественным – да.

Сразу хотелось бы отметить уровень костюмов. Здорово. Замечательно наличие, как и положено в сказке, не только того, что интересно детям, но и того, что могут и должны оценить взрослые: шутки о косметике; «любовный треугольник» Настеньки, Иванушки и… Бабы Яги; не самые гармоничные отношения между мужем и женой в семье, где выросли Марфуша и Настенька…

Мне еще очень импонирует, что актеры, которые не находятся в фокусе внимания зрителей, отыгрывают роли до конца. Я всегда слежу за подобными вещами. Конечно, в детском спектакле можно было бы и «пожульничать», «похалтурить», но этого не происходит.

Гротескные роли (Яга в исполнении Марины Каболовой, Марфуша в интерпретации Залины Джигкаевой) ярче и притягательнее, но и скромная, тихая Настенька (Камилла Моргоева и Диана Хадарцева), и благородный ее жених (Ацамаз Васильев и Хетаг Дарчиев), и злющая мачеха (Тина Пиналова и Фиала Сикоева) отлично смотрелись. Немного смутило меня, что слишком быстро из плохих две избалованные и озлобленные женщины (Марфуша и мачеха) стали хорошими. Но в сказках такое случается сплошь и рядом. И happy end необходим, поэтому всем должно стать в конце весело. Каждому! И не нужно задавать вопросов, если дети поверили. Впрочем, это я уже писала.

Для нас сказка – ложь с намеком, а для детей – правда, не вызывающая сомнений. Пусть верят, что исправиться легко: ррраз – и ты уже несомненная прелесть. И ничего этому не препятствует: все плохое забыто.

Мне показалось, что в спектакле есть досадные оплошности, которые хотелось бы поправить. Нужно побольше общения с залом, правильно было бы немного выровнять иногда провисающий ритм спектакля; неплохо бы усилить трюки, возможно, даже грубоватые, но так нравящиеся деткам.

Разочаровал сундук. Я давно заметила, что малыши любят стиль фокусников, поэтому когда на сцене что-то открывается, то оттуда должно вываливаться, торчать, выпрыгивать интересное. И такого эффекта легко достичь: можно просто цветную гирлянду в сундук положить. Подняли крышку – а изнутри яркое свечение. Есть, безусловно, масса других вариантов, более творческих, чтобы превратить сундук в витаминку для детских глаз, в волшебный аксессуар фокусника. Понятно, что таких чудес Марфуша явно не заслуживает, но сказка ведь, пусть бы что-то как-то переливалось разноцветными огнями…

«Снежные человечки» — нежно-снежная и уже немного весенняя дебютная работа режиссера и актрисы Ирины Баграевой, в которой принимают участие ее однокурсники: Хетаг Дарчиев и Марина Хинчагова. По-моему, замечательное трио. Я назвала бы стиль работы молодых специалистов деликатным, утонченным. Обычно подобные эпитеты хорошо сочетаются с философской глубиной того явления, о котором идет речь. Так и получилось: спектакль много дает не только деткам, но и их родителям.

Сюжет прост и стар, как мир, он немного напоминает сказку о Колобке, когда герой (в нашем случае два героя, снеговики) путешествует с какой-нибудь целью, встречая на своем пути разных персонажей, в данной конкретной сказке – зверей. Всех животных играет Ирина Баграева. Герой Хетага Дарчиева такой мужественный, готовый помогать, честный и сильный. Героиня Марины Хинчаговой, напротив, вполне беспомощна, кокетлива, боязлива. Оба – щедры до какой-то невероятной степени, смелы и прямодушны.

Спектакль устроен так: каждого персонажа изображают сразу двое: актер и кукла. То есть актерская работа вынесена на сцену, мы видим, как все происходит. Подобные приемы давно и активно эксплуатируются в театрах разного типа, потому что они подчеркивают театральность, ненастоящесть, что ли, происходящего. Ни в коем случае не подумайте, что дети не понимают таких изысканных техник работы с куклами, они все-все понимают, вовлекаются и радуются так, как взрослые этого делать уже не умеют.

Конечно, особенно малышам симпатично, когда куклы и люди падают, спотыкаются, громко чихают, возможно, необходимо добавить подобные динамичные моменты. Но это придирки, потому что спектакль хорош, добр и мудр. В нем есть сказочность, волшебность, заключенная не в превращении чего-то одного во что-то другое, а в том, что куклы на глазах у зрителей становятся живыми, приобретают характер и биографию.

Куклы, кстати, выше всяких похвал. Они так трогательны, что хочется взять их на руки и баюкать. С удовольствием забрала бы этих «актеров» к себе домой. Декорации и свет тоже вызвали у меня восторг.

История была бы трагичной, если бы в конце на месте растаявших снеговиков не расцвели подснежники… И эти цветы позволяют говорить о том, что спектакль будет актуален не только зимой, но и весной. В нем заключена символика Рождества и Пасхи.

Повезло новому руководителю театра, Андрею Кокоеву, с молодыми, перспективными, талантливыми сотрудниками. Они полны идей, планов и творческих решений. Они еще не так далеко ушли от детского возраста, чтобы не понимать, что нравится и что не нравится их зрителям. Но дело даже не в количестве лет, а в том, что они ХОТЯТ знать, как удивить пришедших на спектакль детей и взрослых. Это такая редкость на сегодня.

В конце актеры будто собирались бросить в зал снежки, и зал очень охотно «включился» в возможную игру: детки подняли руки и приготовились ловить белые мячики… Разве это не признак взаимности? Еще какой!

Дорогие родители, сходите с детьми в театр. Посмотрите сказку, вспомните детство и понаблюдайте за лучшим в мире шоу: за тем, как растут и меняются ваши дети. Им с самых первых лет надо накапливать хорошие воспоминания, чтобы было чем занять и порадовать себя во взрослом состоянии. Помогите им в этом. Наши дети – не книжки-раскраски, их не выкрасишь в любимый цвет, они любят то, что любят. И хорошие сказки у них в приоритете.

А детство уходит в такие места, как «Саби». И возвращается к вам на часик, когда вы приводите туда своих малышей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ
17.06.2018 Gradus Pro

Многострадальный Дом офицеров в 2008 году сгорел дотла, оказался в залоге у «БРР» и перепродавался семь раз

Заводы Северной Осетии по-прежнему напоминают старый «Запорожец»

14.06.2018 Gradus Pro

Мы являемся живыми свидетелями бесконечных обещаний чиновников различных уровней и мастей

13.06.2018 Gradus Pro

Пока ищут ответственных, семья Зазулиных скитается по квартирам

В тюрьмах Северной Осетии появятся свободные экономические зоны

Коротко о главном: на все нужны деньги, с остальным разберемся

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: