А не пора ли нам немножечко пошалить?!…

 

Со смехом у нас в стране дела обстоят не слишком хорошо. Иногда от юмористических передач хочется плакать, а не смеяться, потому что слишком пошло, слишком низко, слишком примитивно. На этом фоне взяться за комедию – огромный риск. Но разве молодого, темпераментного, талантливого и яркого кавказского мужчину может остановить риск? Нет! Напротив, он его подзадоривает. Ну и пусть это дебют в Русском драматическом театре в качестве режиссера! Подумаешь!..

И вот Гиви Валиев после долгих поисков (я совершенно случайно знаю, что они были именно долгими) берет не лучшую пьесу Жана Ануя «Бал воров» и создает спектакль, о котором хочется сказать так: поставлено лучше, чем написано.

Французский драматург называет пьесу комедией-балетом. Мы можем только догадываться о том, что именно он имел в виду, но авторы спектакля восприняли это жанровое определение как намек на шоу, на наличие у пьесы «второго дна», практически никак не связанного с сюжетом, но очень важного для зрительского восприятия. Нет, не так сказала. Точнее будет выразиться следующим образом: для зрительского удовольствия.

Пьеса не бессмысленна, конечно, но и не особенно оригинальна. Она о том, что выигрывают в этой вселенной те, кто живет просто, естественно, честно, если хотите. Ново? Нет, старо, как мир. Банально? Вполне. Интересно? Не особенно. Современно? Ни в коем случае! Что же тогда? Что сделал режиссер?

Знаете, как создаются фрески? По сырой и крайне несимпатичной серой штукатурке наносятся краски, превращая пространство из убогого в роскошное, разноцветное. То же примерно творит Гиви: он разукрашивает не лучший сюжет элементами буффонады, делая спектакль ярким, сочным, вкусным, уместно избыточным в своей карнавальности.

Сергей Довлатов сетовал, что альтернатива добра и зла активно подменяется альтернативой успеха и неуспеха. Так вот Гиви Валиев вернул нас к альтернативе добра и зла, то есть к простоте, где любовь – это желание быть с любимым в любой ситуации, даже воровать с ним, если так сложились обстоятельства; что дружба – это преданность и поддержка; что добро – это добро, а о зле в таком мире и думать неохота. Так выглядит детство!

Режиссер заставил актеров театра вытащить наружу заразительное для зала зефирно-шоколадное, морожено-конфетное, радужное, беспечное, фееричное, беззаботное и безоглядное детство. Рай, который продолжает жить внутри каждого из нас от рождения до смерти, но очень редко напоминает о себе, потому что мы серьезные и занятые важными делами люди. Я глубоко уверена, что продемонстрированная нам способность превращаться в клоунов, шутов, мимов – высший пилотаж для актеров. Хорошая безбашенность так нужна, она заражает, разряжает, она освобождает всех, кто причастен к ней, от той отвратительной важности, которая хуже глупости порой.

Шутовской театр – это естественность и правда, это препятствие для проникновения в души всей гадости, всего негатива, что обрушиваются на нас ежеминутно. А тут, в театре, свет, цвет, раскрепощение, баловство. Сцена с купанием главных героев – это кульминация спектакля, феерия, цирк и чудо в исполнении Р.Кисиева и А.Тогоева. Отдельное им спасибо за хохот зала, за редкое умение относиться к себе с иронией и не бояться быть смешными настолько, что многие зрители буквально держались за животы.

Гиви лишает действие пафоса. Совсем! Он не читает мораль и ничему не учит. Он устраивает праздник непослушания, объединяя сцену и зрительный зал в одно игровое пространство. И это так весело!

Очень запомнились две пары. Первая – Жюльетта (Н.Романова) и Гюстав (Н.Мавроматидис). Кстати, имя героини не может не напомнить шекспировскую пару, ставшую символом любви. Ребята такие трогательные, влюбленные, нежные, такие доверчивые и милые в своих искренних чувствах друг к другу. По-моему, очень здорово получилось.

Я не могу равнодушно относиться к тому, что делает на сцене В.Карпов, но тут его дуэт с Г.Кубошовым (вторая пара) был особенно хорош. Двое клоунов, «шутов гороховых», как раньше говорили, пытавшихся выглядеть достойно, пыжившихся, надувавших щеки, а потому особенно потешных. Затея с туалетами – блеск!

Хороши эпизодические персонажи: и кормилица (А.Ишкова), и полицейские.

Мне показалось, что не слишком убедительной получилась Леди Хэф (Н.Серегина). Ей, пружине действия, не хватало взбалмошности, эксцентричности, капризности и той самой иронии по отношению к себе, которая в избытке присутствовала у исполнителей ролей членов воровской шайки-лейки. В последнее время актриса много поет. Но в этой постановке ее пению нужна была раскрепощенность, которая отличает молодых актеров театра и В.Карпова. Им удается, как любимому в нашей стране Карлсону, «немножечко (и даже «множечко») пошалить». А наша прима в финальной песне сохраняет диссонирующий со всем происходящим на сцене «серьез». Но это мое мнение, а я просто зритель. Не более того. Хотя и не менее.

Опять же, по-моему, излишне суетлив был Лорд Эдгар (С.Кибилов). Но слегка ПЕРЕигравший лорд и слегка НЕДОигравшая леди – вполне гармоничная пара, так что общее впечатление они не испортили.

Мне было мало музыкальных номеров в исполнении «бандитов». Хотелось еще! Понимаю, что это самое «МАЛО» – признак настоящего успеха и приглашение в театр еще раз. И я обязательно схожу на спектакль повторно.

Напоследок. Пока у театра есть зрители, можно быть спокойными за этот мир. Пока зрители в театре ТАК смеются, как на новом спектакле Русского драматического «Бал воров», можно позволить себе безоглядное счастье. Пусть на два часа действия, но все-таки.

БРАВО!

 

СТАТЬИ
12.03.2024

Торговая сеть запустила новую акцию

26.11.2023

Все, что вы хотели знать о мерах соцподдержки мам

16.11.2023

Торговая сеть запустила предновогоднюю акцию

17.10.2023

Нового министра ВД по Северной Осетии Демьяна Лаптева представили личному составу ведомства

16.10.2023

Во Владикавказе проведут рейд по незаконным нестационарным торговым объектам

13.09.2023

В Северной Осетии появился ВкусВилл

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: