Аланика-2015. Дневник симпозиума

День первый. Опоздание на самолет как произведение современного искусства

Еще в начале июля я получила на Фэйсбуке сообщение от Дмитрия Венкова, с которым вместе училась в Московской школе фотографии и мультимедиа им. Родченко, о том, что он будет участвовать в “Аланике”. Дмитрий, чья дипломная работа в школе вызвала небывалые овации на защите, а следом принесла ему премию Кандинского, просил найти такое место в горах, где можно было бы реализовать его задумку. Конечно же, я посоветовала Куртатинское ущелье, но речь не об этом.

Я очень рада, что к нам в республику приезжают такие замечательные художники! К слову сказать, все три года, что я училась в Москве, многие студенты спрашивали меня об Осетии и мечтали тут побывать.

В этом интересе уже нет прежнего страха перед терроризмом и я считаю, что во многом это ­- заслуга симпозиума, на который уже девять лет приезжают художники из самых разных стран и с глубоким интересом изучают нашу историю, культуру и современность.  Чтобы потом, ощущая под ногами землю Осетии, создать свое произведение. Которое, кстати, вполне может заключаться в том, что художник опаздывает на самолет до симпозиума, потому что проспал. Это случилось с тем самым Димой Венковым, об этом мне рассказала сегодня Настя Кузьмина — тоже выпускница школы Родченко и участница симпозиума, которая только вчера открыла в Москве персональную выставку.

Я посмеялась над такой характерной для художественного мира ситуации, как опоздание на самолет, а потом подумала: это вполне в духе современного искусства. Во-первых, оно отвечает самому главному определению современного искусства у обывателя — «и я так могу». Действительно, кто из простых смертных не опаздывал на самолет потому что проспал? А во- вторых, по форме это очень в духе перформанса и можно сделать целую серию фотографий опозданий на разного рода симпозиумы и арт-резиденции, подкрепив все это критическими текстами анти институционального характера.

Но это все мои фантазии и своеобразный ликбез для читателей, которым, наверняка, не нравятся все эти странные инсталляции и перформансы, справедливо привыкших считать, что искусство — это только Абисалов и Есенов, и вся европейская классика из музеев, а все остальное – непостижимое, в роде того акта с прибиванием мошонки к брусчатке у Кремля.

И я очень хорошо понимаю такие суждения. Лет десять назад я стояла перед квадратом Малевича в Третьяковке и пыталась понять: что это? Мыслей «и я так могу» у меня не было, но я не понимала, почему эта картина висит в музее и считается искусством. Критерий «нравится-не нравится» меня не удовлетворял, хотелось разгадать загадку и, наверное, поэтому спустя пять лет я оказалась в школе Родченко, где с первого дня нам объясняли и рассказывали почему в 20-м веке художники «разучились» писать натуралистические образы природы и человека. И почему унитаз Дюшана стал искусством.

И теперь для меня главный критерий при оценке непонятных произведений современного искусства — это вопрос: “а что этим хотел сказать художник?» Потому что современное искусство, в первую очередь, призывает зрителя размышлять, думать, а не наоборот — отключать разум и включать сердце, как это было в 18-м веке. И так далее назад, к Рождеству Христову, ведь, вся европейская живопись — это икона.

Поэтому очень хочется, чтобы грядущие две недели симпозиума современного искусства были насыщенными и интересными не только для участников, но и для зрителей. Это же невероятно: каждый желающий может в любое время зайти в Библиотеку на Коцоева 43, которая превратилась на две недели в открытую мастерскую и посмотреть, как создается искусство и, наконец, спросить художников, почему современное искусство такое непонятное? И вы получите ответы художников из Ирана, Бельгии, Турции, Эквадора, Египта, США, Великобритании, Азербайджана и России, включая наших соотечественников – Казбека Тедеева, Алису Гокоеву и Темболата Гугкаева.

Мы все жалуемся на отсутствие культурной жизни, а когда она появляется, то предпочитаем посидеть в кафе и делать очередное селфи. Это же проще и привычней, чем попытаться вникнуть в то, чем так заняты эти странные художники. Это я к тому, что и в кафе можно посидеть с пользой, если пригласить туда художника, заодно рассказав ему, чем мы тут в нашей любимой Осетии живем.

 

 

СТАТЬИ
12.03.2024

Торговая сеть запустила новую акцию

26.11.2023

Все, что вы хотели знать о мерах соцподдержки мам

16.11.2023

Торговая сеть запустила предновогоднюю акцию

17.10.2023

Нового министра ВД по Северной Осетии Демьяна Лаптева представили личному составу ведомства

16.10.2023

Во Владикавказе проведут рейд по незаконным нестационарным торговым объектам

13.09.2023

В Северной Осетии появился ВкусВилл

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: