Осмысленное действие Казбека Тедеева

Казбек Тедеев, так же как и Назим Гиджрати, – победитель конкурса «Культурная мозаика малых городов и сел» Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. Креативный взгляд на культуру и быт наших предков, плюс тонкий художественный вкус позволили  молодому фотохудожнику опередить других конкурсантов. Размышления о повседневной жизни, быте и обычаях наших предков формировались через детские воспоминания и наблюдательность Казбека.  Оригинальный фото эксперимент позволил ему собрать совсем разные мнения современных людей о предназначении того или иного предмета быта осетин. Культура, нравы, образ жизни народов Кавказа близко родственны и во многом схожи. Поэтому тема общекавказского подхода к изучению исторических и духовных ценностей наших народов особенно актуальна в наши дни.

— Казбек, скажите, пожалуйста, как зародился проект?

— Проект «Осмысленное присвоение» возник во время моего участия в Международном Симпозиуме «Аланика» в прошлом году. Раздумывая над идеей проекта, который я должен был сделать для Аланики, я отталкивался от названия концепции, которую разрабатывала для симпозиума известный турецкий куратор современного искусства Берал Мадра — «Осмысленное действие». Другое наблюдение было связано с местом, где проходили авторские встречи участников симпозиума — залы Национального музея Республики Северная Осетия — Алания. Я вспомнил, как когда-то в детстве посещал эти залы и видел предметы быта, выложенные на подиумы и имевшие таблички с описанием. Иногда я, не читая табличку, знал предназначение этих предметов. Всё потому, что  встречал некоторые из этих предметов в доме бабушки и дедушки в селе Ставд Дурта, куда я ездил на лето. Я постоянно встречал в нем самодельные предметы быта, и их было так много, что казалось, что всё, что существует в том родном сельском доме, сделал собственноручно дедушка. Всё было такое родное и уютное. Я помню ощущение, которое было у меня при том детском визите в музей — я думал, что за витринами вполне обычные предметы. Все эти воспоминания и размышления послужили рождению идеи проекта.

Моего дедушки уже нет, нет сарая, в котором он хранил свои инструменты, нет двора, и нет ослика, которого нужно запрягать, чтобы выехать в поле за сеном; нет бабушки, которая сначала стирала овечью шерсть, а потом пряла из нее нитки, а из этих ниток одежду для своих многочисленных внуков. Остались лишь всё те же предметы на музейных полках. И тогда я подумал:  «А что если вручить эти предметы современным людям? Обычным людям, которых можно встретить на улице. Что они теперь будут с ними делать?»

— И тогда вы решили искать поддержки и у тех людей, которые отвечают за сохранение культурных ценностей?

— Да, тогда я обратился за помощью к директору Национального музея Ларисе Сохиевой, и она разрешила мне использовать для проекта несколько предметов из фондов музея.  Эти предметы затем я предлагал ненадолго присвоить случайным участникам проекта — всем, кто соглашался с улицы зайти в музей. Когда кто-то пытался угадать предназначение предмета, начиная словами вроде «наверное,  это служило для расчесывания», я настаивал, чтобы человек представил, что предмет принадлежит ему, что этот предмет лежит у него дома и теперь человеку предстоит подумать «как я буду использовать его?» или «что я с ним буду делать сейчас?»

Начиналось самое интересное… Для проекта я выбирал предметы, назначение которых не очевидно. Я не использовал антикварные часы или старинный молот. Поэтому человеку, отвлечённому от истории, было чаще всего непонятно,  как служил раньше тот или иной предмет. Иногда можно было услышать от человека, повертевшего в руках какую-то старинную деревянную штуковину: «Ну что бы я сделал с этим дома? Выкинул бы, наверное…»

Были, конечно, предметы, которые и сегодня использовались бы по своему традиционному предназначению, но так же были и те, которые обрели новый смысл, изменили свое содержание.

— Какую конечную форму приобрел ваш оригинальный проект?

— Визуально этот проект был представлен как серия фотографий, на которых участник вертит в руках, показывает, как использовать, или просто думает над каким-то предметом. А под фотографиями таблички с двумя надписями: одна — оригинальная, рассказывающая об истинном предназначении предмета, а другая современная — рассказывающая о том, что делали бы с этим предметом сегодня.

После успешной реализации проекта в рамках симпозиума Аланика, мне было рекомендовано замечательным критиком искусства из Баку Джахангиром Селимхановым не оставлять проект, а развивать его географию, потому что такие предметы и такие истории есть в каждом национальном краеведческом музее. И современное общество во всем мире переживает похожие процессы. А чуть позднее директор Северо-Кавказского филиала Центра Современного Искусства Галина Тебиева рассказала мне о том, что существует Фонд Геннадия и Елены Тимченко, и что этот Фонд может поддержать этот проект. Моя цель теперь — расширить географию и продолжить проект в соседних республиках с предметами их быта, которые во многом похожи на наши.

 

 

 

СТАТЬИ
12.03.2024

Торговая сеть запустила новую акцию

26.11.2023

Все, что вы хотели знать о мерах соцподдержки мам

16.11.2023

Торговая сеть запустила предновогоднюю акцию

17.10.2023

Нового министра ВД по Северной Осетии Демьяна Лаптева представили личному составу ведомства

16.10.2023

Во Владикавказе проведут рейд по незаконным нестационарным торговым объектам

13.09.2023

В Северной Осетии появился ВкусВилл

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: