Серов такой Серов

Идея сделать этот материал появилась после того, как мы в редакции провалили тест на «Меduza» и не смогли отличить Серова от Перова. А так как формат теста был шутливый и нам предложили встать в очередь для просмотра работ Валентина Серова, мы решили не просто совершить персональный ликбез, а сделать это вместе с нашими читателями.

????????????????????????????????????????????????????????????????????

Валентин Серов

Выставка работ этого художника прославилась тем, что ее просмотрело беспрецедентное количество граждан — около полумиллиона человек, установив тем самым рекорд: до Серова ни один русский художник в мире не собирал столько желающих окунуться в прекрасное. С самого ее открытия она была популярна, но основной удар пришелся на последнюю неделю — с 19 по 24 января. Людей, стоящих на морозе, было до того много, что пришлось даже продлить выставку на неделю, организовать горячее питание и вызвать отряды психологов МЧС. В прессе обсуждалась выломанная дверь в ЦДХ из-за противостояния тех, кто купил билеты через интернет на определенное время, и тех, кто морозил ноги в очереди. А в сетях появились юмористические комментарии: «Дети, рожденные в очереди на Серова, обслуживаются вне очереди», «В очереди на Серова разрешена продажа алкоголя для несовершеннолетних после 22.00», «Мосгорсуд признал очередь на Серова экстремистской организацией», «Песков опроверг очередь на Серова», «По сведениям правоохранительных органов, в очереди на Серова в Грозном стояло около 1,5 млн человек» итд.

Звездного часа ждет каждый художник. А вопрос соразмерности признания, вечного источника вдохновения и денежного вознаграждения, пожалуй, всегда самый главный для творческого человека. 24 ноября 2015 года на аукционе Christie’s в Лондоне был продан «Портрет Марии Цетлин» кисти Валентина Серова за 9,266 млн фунтов стерлингов, став самой дорогой работой, проданной когда-либо на торгах русским искусством. Мог такого ожидать сам автор, когда писал его? Конечно, нет. Ценность работ художника в прямом и переносном смысле зависит от множества факторов, поэтому те, кто имеет отношение к искусству, уже давно не удивляются тому, что чья-то разрекламированная сиюминутная мазня может стоить миллионы, а такое же количество людей, сбитых с толку уймой потраченных денег, начинает думать, что это и есть настоящее искусство. Чтобы этого не было, с художниками нужно знакомиться, разговаривать, показывать их работы, смотреть вместе с ними полотна великих мастеров, учиться вместе с ними улавливать суть.

Узнаваемость и признание разные вещи. Сейчас художники вынуждены продвигать себя на информационном поле, потому что популярность той или иной личности, к сожалению, определяется ныне количеством лайков в соцсетях и частотой мелькания на экране. Не все это могут, не у всех это получается, а кто-то вообще стесняется какого-либо самопиара. Сейчас не время скромных талантов. Собрала бы выставка Валентина Серова, приуроченная к 150-летию его рождения столько глаз, если бы людям грамотно и вовремя не объяснили, что со всего мира, со всех частных коллекций впервые в одном месте будут собраны все работы художника? Неизвестно.

В чем же феномен очереди на Серова, мы решили разобраться вместе с нашими осетинскими художниками, задав им два вопроса:

— Как объяснить, почему на Серова выстроилась такая очередь, и какая из его картин вам нравится больше всего или первая всплывает в памяти?

— Как вы полагаете, на работы какого осетинского художника соберется такая же очередь, и если вы считаете, что такой художник есть, назовите самую значимую или любимую его работу?

Шалва Бедоев "Несение креста"

Шалва Бедоев «Несение креста»

Шалва Бедоев

— Во-первых Серов писал великих людей того времени, потом это русский реализм, а он отличается от европейского тем, что более детальными чертами передает жизнь, правдивее, без прикрас. Плюс высокое мастерство Серова, его высокая эстетика. Первое, что всплывает в памяти — это «Девушка с персиками» и, конечно же, остальная его портретная живопись.

— Нет, это надо быть русским, чтобы отстоять очередь за искусством, мы никогда в такую очередь на выставку не встанем. В ресторан — да. Русские любят искусство и научились его ценить, а мы нет. И потом…  это вопросы цивилизации, без обид только, мы ж когда начали живописью заниматься, а когда они… У нас только-только стали покупать картины, лет 30 как, у нас нет еще этой культуры, нет коллекционеров искусства, меценатов такого уровня, но со временем будет, я в этом уверен. А еще нужен художник такого класса во всех отношениях, чтобы очередь выстроилась, поймите меня правильно.

Махарбек Туганов

Махарбек Туганов

Михаил Кодоев

— Мне кажется, была очень грамотно представлена реклама перед началом выставки. Видимо, в Третьяковской галерее очень опытные PR-агенты, это было очень хорошо организовано. Информация была подана грамотно: со всех музеев мира, со всех частных коллекций, со всего мира. Это подействовало очень — впервые за всю историю полностью собраны в одном месте все работы Серова. Это первое, а второе — после всего этого громадного количества выставок современного искусства с его многомиллионными рекламными компаниями вдруг… классический реализм. Люди соскучились по настоящему, реальному мастерству, когда художник берет карандаш и рисует понятные вещи. Да и пойми, на рекламу классики не выделялись никогда такие деньги. Все нашумевшие выставки в основном связаны были с концептуальным искусством. Хотя я ничего против этого не имею, но почему-то эта тенденция просуществовала долго. А у Серова мне всегда нравилась «Девушка, освещенная солнцем».

— На нашего классика Махарбека Туганова, на него нужно отстоять очередь, он вне времени, и чем дальше, тем больше мы будем осознавать его значимость. Не могу выделить что-то одно, для меня особенна вся его графика, иллюстрации к нартскому эпосу.

Махарбек Туганов

Махарбек Туганов

Ахсар Есенов:

— Очереди в Третьяковку стояли и до него на других художников, не знаю, что в этот раз случилось, возможно, потому что там Путин побывал, много причин, а так работ 10 Серова висело там постоянно. Мне лично он всегда нравился, в студенчестве я даже учился на нем. Самая любимая — не одна, это, конечно, его портреты: особенные, запоминающиеся, написанные пастозно, подвижно, крупными мазками. «Мику Морозова» его люблю, серию работ с балеринами, например, пейзажи. Я хорошо знаю его творчество, потому что был счастлив когда-то получить в подарок книгу с иллюстрациями его работ, в молодости даже копировал их.

— А у нас такого сложно ожидать, если объективно. Даже если мы возьмем таких вот знаменитых наших художников, они не соберут такую очередь. И дело даже не в том, что Серова там раскрутили, у нас пока не было еще художника такого масштаба. Для нас — да, Махарбек Туганов, например. Можно назвать много имен выдающихся осетинских художников, но надо смотреть реально и объективно — уровня Серова во всех смыслах у нас пока никто еще не достиг.

Казбек Хетагуров Посвящение

Казбек Хетагуров «Посвящение»

Аслан Хетагуров

— Еще когда я учился в академии, понял одно — когда народу тяжело живется, он тянется к прекрасному.  Я хорошо помню со времен своей учебы в Питере — люди жили тогда по карточкам, но в Эрмитаж на классическое искусство были такие же очереди, как на Серова сейчас. Это одно. А второе — люди уже переели того, что сейчас называют искусством — когда идет подмена настоящего какими-то суррогатами. Человек всегда ищет что-то красивое, чтобы отвлечься. А на 80% из тех выставок, которые сейчас существуют, идет промывка мозгов чистой воды, и это искусством назвать сложно. На эти псевдовыставки, которые не делает сейчас только ленивый, утекают огромные бюджетные деньги. Мне всегда бывает интересно, по каким критериям определяют ценность арт-объекта? Никогда не смогу понять, как наклеенные друг на друга деревяшки с пластинками могут стоить миллионы. А Серов мне выборочно нравится как рисовальщик, я его поклонником никогда не был, но как мастера уважаю, особенно его портретные вещи. Он мне по творчеству не близок, хотя большой мэтр. И не надо обращать внимания на некоторых идиотов в СМИ, которые стали писать с подколами про выставку — народ пошел туда, где красиво, где по-настоящему, где можно почерпнуть позитивное.

— В современности их практически не осталось, а из тех, кто был — это Джанаев, Туганов, Дзантиев и мой отец — Казбек Хетагуров. Горжусь его «Посвящением». Это классический парафраз с работами итальянского Возрождения, в ней изображено оплакивание Коста, на мой взгляд, глубокая работа. А так, наша визитная карточка — «Пир нартов» Махарбека Туганова, конечно.

x2Ype-1yp30

Шалва Бедоев «Сбор винограда»

Алена Дарчиева

— Такого уровня талантов в России очень мало. Серов — один из лучших наших мастеров, и это не просто распиаренный художник, а представитель мощной русской школы, которая ценилась и ценится всегда и у нас, и в мире. На Серова народ не только у нас пойдет, но и за границей, если повторить такую же выставку где-нибудь. Там качество, там шикарные классические работы, я бы сама выстояла многокилометровую очередь, даже думала туда поехать, но заболела. Самая разрекламированная его картина, конечно, «Девочка с персиками». И хотя мне нравится очень много его картин, самая любимая — «Портрет Ермоловой», я писала даже автопортрет с нее.

— А мой самый любимый осетинский художник — мой учитель Шалва Евгеньевич Бедоев. Мне кажется, что на него нужно отстоять очередь. Увидеть его творчество от азов и до сегодняшнего дня должен каждый житель республики. Он очень юный в душе, постоянно ищет себя, постоянно у него новые ходы, новые идеи, современные молодые находки, я очень люблю все его работы. Серия его новых портретов мне нравится, а если выбрать одну, то это «Сбор винограда».

Махарбек Туганов

Махарбек Туганов

 

Олег Басаев

— В последнее время происходит глобализация, сейчас процесс  мировой такой, когда активно поддерживаются на официальных уровнях радикальные направления в искусстве, и всё называют современным искусством. Я не против него, это тоже надо развивать, но все остальные направления почти что не поддерживаются никак, а ведь всё сейчас зависит от финансирования. Это как в спорте, в какие виды вкладываешься, те и развиваются. Для примера, мы почти уже начали терять наш национальный вид спорта — борьбу, а тут Хадарцев берет и открывает шикарный центр. Вот футбол растеряли. В современном мире ничего без финансов, к сожалению, не развивается. Кроме того, нужен грамотный PR, чтобы поднимать престиж. А что касается конкретно выставки Серова, то здесь главное — это то, что простые люди соскучились по чистой живописи, по честному искусству, а Серов — блестящий реалист, виртуоз, великий российский портретист. Его живопись выигрывает на контрасте сейчас, потому что можно по гамбургскому счету и, что называется, без дураков посмотреть блестящее мастерство и настоящую живопись. Еще и рекламный ход сыграл, особенно после посещения Путина. Конечно, самая знаменитая — это «Девочка с персиками», смешно, но в будние дни эта картина висит в основной экспозиции и никакой давки нет. А так — это его портреты, люблю его «Девушку, освещенную солнцем». Я учился в академии в Москве, и на мое формирование повлияла не только учеба, но и возможность постоянно видеть шедевры, копировать их. Поэтому многие работы знаю чуть ли не по запаху.

— Пока говорить об этом очень рано. В силу даже объективных причин — сколько в Осетии жителей и сколько в Москве. И хотя Коста Хетагуров был первым профессиональным художником в новейшей истории Осетии, заложил основы национальной школы Махарбек Туганов. И о чем говорить, если на такого автора такой очереди мы не соберем. Людей много бывает на такого уровня выставках, но чтобы такая давка… Да я и не считаю, что это хорошо. С одной стороны это приятно, а с другой стороны что-то в этом есть неправильное. Это не то направление, куда надо давиться. Я стоял в таких очередях, несколько часов выстоял на морозе на выставку Марка Шагала еще в конце 80-х. Но там не было давки, это была интеллигентная очередь: Ирина Роднина, Константин Райкин, Виторган с сыном стояли недалеко от меня. Люди должны понимать, куда они идут и что им это даст.

Шалва Бедоев "Осетинская сказка"

Шалва Бедоев «Осетинская сказка

Зарина Биганти

— Если честно, я сама задумывалась над этим, меня это шокировало сначала, почему он, были же и другие. Может быть, это связано с потребностью людей видеть чистое? Пойми, были и другие художники ведь, не знаю, возможно, стечение обстоятельств, что-то открывается извне. Да, у меня были мысли, когда я услышала эту информацию, потому что меня, как любого художника, если без лукавства, интересуют эти вопросы. Это и данью моды может быть, а возможно, это информация сверху для людей, шутки шутками, но как будто какой-то вселенский канал для нас открыли для очищения. Какая картина? Конечно, «Девочка с персиками». Серов — это чистота восприятия, это настоящая живопись, хотелось бы верить, что это не только хороший пиар, не случайная вещь, а какой-то свежий воздух, коллективная жажда прекрасного. А так как все случайности не случайны, ты хорошо придумала, чтобы мы — художники порассуждали и посмотрели друг на друга, кто что скажет. Знаешь, возможно, человечество подошло к этапному моменту — что мы возьмем с собой в будущее? Возможно, это новое Возрождение даже, и это здорово. Я была на многих выставках современного искусства в последнее время, и если честно — там страшные вещи. Но все меняется. Привозили, вот, Караваджо, люди тоже стояли в жуткие морозы, но как с Серовым… это и радует, и настораживает.

— Давай только без имен моих современников. Каждый из наших художников может собирать такую аудиторию. Это волна, знаешь, либо ты в ней, либо нет. У каждого свое время. Спроси у любого художника, в какой-то момент появляются твои единомышленники, люди, которые хотят зарядиться от твоего творчества, и все закручивается, получается. Но до Серова у нас все равно мало кто пока дотянется. Могу с уверенностью сказать, что в графике представить Осетию может Аслан Дзиов, и ты это знаешь. Он до мозга костей осетин. Живопись, конечно, Шалва Бедоев, без ума от его ранних работ, а его последние вещи каковы… на современниках, пожалуй, остановлюсь, чтобы никого не обижать. А за нашими спинами всегда будут Туганов, Джанаев, Дзантиев.

Махарбек Туганов

Махарбек Туганов

Владимир Айларов

— У меня несколько мыслей по этому поводу. Во-первых, люди устали от непонятного, им захотелось увидеть настоящий реализм, настоящее искусство. Во-вторых, Серов — русский художник, творчество которого признано во всем мире. Я видел его одну картину в музее «d’Orsay» в Париже, и она не проигрывала ни одной представленной там работе. Мне это было приятно. И третье — хорошо сработал музей — грамотная реклама. Перед выставкой я по радио слышал на Вести FM передачу Владимира Соловьева «С мамой о прекрасном», так вот его мама Инна Соловьева, очень интересно рассказала о Серове. PR акции, связь с общественностью музея сработали на отлично. Какая картина? Не одна, это «Девочка с персиками», «Ида Рубинштейн», да много их. А то, что ты говоришь, что зарубежное искусство знаешь лучше, это беда наша. Везде, где я преподаю и преподавал, стараюсь пробудить зачатки элементарных знаний, интерес. Человек учится в школе, ему вообще ничего не говорят об этих вещах, он поступает в институт, там вообще ноль, а потом уже специалистом идет в жизнь. И чего потом удивляться, что чиновники наши в основном дубы без каких-либо эстетических взглядов? Это неправильно выстроенная система образования.

— Конечно же, в первую очередь Махарбек Туганов. Вообще у нас многие достойны, но для этого нужно проводить работу. Просто выставить в музее картины и нигде не сделать никакой рекламы, это неправильно. Нужна работа с публикой по разным направлениям. У нас достаточно художников, на которых нужно отстоять очередь, особенно среди старшего поколения и особенно среди тех, кто жив и работает. А из работ Туганова я бы вытащил на свет его зарисовки, чтобы люди увидели, как они компануются — ничего лишнего — ни прибавить ни убавить, они суперские просто. Они в особенных рамочках, им же прорисованных, в стиле модерн и с нашими скифо-сарматскими и кобанскими мотивами. Мы сейчас это все откапываем, по-новому узнаем, а при нем это все живо было, он это не придумывал, а брал из жизни, у народа. Самая известная «Пир нартов», конечно, но я бы выбрал еще и зарисовки к нартскому эпосу. Туганов весь интересный, он же не просто художник, он же этнограф еще был. Его вклад в культуру нашего народа не оценен еще по достоинству, он заслуживает хорошего альбома, но его нет.

Шалва Бедоев "Юность"

Шалва Бедоев «Юность»

Софья Кодоева-Пироева

— Мне кажется, что сейчас люди истосковались по чему-то… Серов — он же эстет, сам красивый художник, и в его образах много человечности, души, красоты. А люди соскучились по эстетике, по красивому, по душевному. Я встала бы в очередь к Серову и с удовольствием стояла, и не только к нему, хотя многие его работы я видела. Что еще? Мечтаю увидеть «Джоконду». Конечно, я знаю, что я ее не увижу, потому что она под стеклом, но постоять постою. Знаешь, тут предвкушение чуда уже само по себе значимое и веселое событие в жизни — отстоять и не увидеть. Представь, весь юмор в том, что тебя спрашивают: «Ты видела Джоконду? Я? Конечно! Каждый художник должен увидеть Джоконду», и пусть она вдалеке, и пусть маленькая, и пусть почти не видна. А у Серова, конечно, это «Девочка с персиками», ее я видела, но готова смотреть всякий раз как в первый.

— Было бы красиво, если бы это была выставка Шалвы Бедоева. Мне кажется, он достоин. Люблю его «Юность». С юности люблю его «Юность». А так обижать никого не хочется, талантливых людей у нас много.

Махарбек Туганов "Пир нартов"

Махарбек Туганов «Пир нартов»

Вадим Пухаев

— По-моему все так и отвечают, это банально, конечно, но мастерство всегда остается мастерством и привлекает людей именно идеальной сделанностью картины. В современном искусстве интересна больше идея, подача картины, материала, инсталляции, а в классической живописи на первый план выходит именно мастерство, которое и определяет значимость этого произведения. Народ это притягивает, и не только искушенных искусствоведов и знатоков, но и самого простого зрителя. И нельзя забывать о моде — если выстроилась очередь сегодня, она выстроится и завтра, притянет людей, этот фактор тоже нельзя исключать. А самая узнаваемая картина у Серова «Девушка с персиками» только потому, что ее больше всего рекламируют, а так у Серова много других замечательных картин, которые мне нравятся.

— Сложно сказать, никого не хочу обидеть, поэтому я наверное не буду отвечать на этот вопрос. У нас много достойных художников, чье творчество при грамотной подаче способно заиграть в глазах зрителей. В Осетии слабо развита продюсерская деятельность, но если все правильно преподнести, народ соберется, потому что мастеров у нас много хороших.

Валентин Серов

СТАТЬИ
12.03.2024

Торговая сеть запустила новую акцию

26.11.2023

Все, что вы хотели знать о мерах соцподдержки мам

16.11.2023

Торговая сеть запустила предновогоднюю акцию

17.10.2023

Нового министра ВД по Северной Осетии Демьяна Лаптева представили личному составу ведомства

16.10.2023

Во Владикавказе проведут рейд по незаконным нестационарным торговым объектам

13.09.2023

В Северной Осетии появился ВкусВилл

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: