Владикавказ. 1911 год

Наверное, если остановить прогуливающегося по Проспекту горожанина и попросить назвать имя Главы города, то он вспомнит разве что Дзантиева и Шаталова, а если уточнить и попросить назвать дореволюционного Городского Голову, то вспомнят, конечно, Гаппо Баева. Но самые ценные кадры осетинского кино связаны совсем с другими именами.

 

11 октября 1911 года во Владикавказском военном госпитале от аппендицита скончался статский советник, Городской Голова Владикавказа Марк Матвеевич Орел. Уроженец станицы Ардонской, выпускник Александровского учительского института в Тифлисе, Марк Матвеевич всю свою жизнь посвятил системе образования. Будучи инспектором народных училищ 2 округа Терской области (сюда входили училища Владикавказа, Моздока, Грозного и некоторых станиц), он добился открытия большого количества новых учебных заведений и расширения старых. Главным результатом его работы стало то, что даже самые малоимущие семьи смогли отдать детей на обучение в школы. Деятельность его на посту инспектора снискала ему такую безупречную репутацию, что в 1908 году он был избран на пост Городского Головы Владикавказа.

Я не буду подробно останавливаться на  биографии этого замечательного человека, надеюсь,  вы легко сможете найти ее в сети. Остановимся лишь на последнем дне его жизни и последующих событиях.

Итак, в середине дня 11 октября 1911 года Марк Матвеевич доставлен в госпиталь, где и скончался к вечеру. Хлопоты о похоронах взяла на себя Городская управа. Судьба распорядилась весьма занятным образом: из всех снятых до революции кинокадров до наших дней сохранились лишь кадры этой весьма печальной процессии. Этот минутный сюжет вышел в «Патэ-журнале» за 1911 год и соседствует еще с пятью другими, собранными со всего света, начиная от смотра войск кайзером Вильгельмом II, вплоть до смотра новых моделей платьев в одном из парижских магазинов. На сегодняшний день это самая старая кинохроника, запечатлевшая Владикавказ.

Давайте поподробнее рассмотрим эти кадры.

1             2

Гроб с телом покойного выносят из Михайло-Архангельского собора, который стоял на месте серого дома на ул. Бутырина. Далее процессия спустилась по Воронцовской улице (Бутырина) до Александровского проспекта (пр.Мира), и далее прошла по всему проспекту до поворота на Московскую.

4              5

Известно, что в день похорон были отменены все занятия в гимназиях и училищах, чтобы люди могли простится с покойным. Оттого процессия была столь многолюдной, людская толпа заполнила весь проспект.

А вот и гимназисты заглядывают в камеру.

6

На гроб покойного было возложено 29 венков от учреждений всей Терской области.

Приглядимся, кто же провожает городского голову в последний путь:

9

Слева идет член городской Думы Николай Дмитриевич Дмитриев (отмечен красным). За его спиной, скорее всего, мы видим главного редактора газеты «Терские ведомости», журналиста и просветителя Георгия Абрамовича Вертепова (отмечен желтым).

10

Рядом член городской управы Киприан Ананьевич Черный. За ним, скорее всего, идет Николай Поляков.

11

И вот они же на более поздней фотографии членов Городской Управы.

Duma

А где же Гаппо Баев? – спросите вы. А Гаппо Баев, судя по всему в кадр не попал.  Почему? Скорее всего, потому, что шел с другой стороны катафалка.

Процессия с телом М.М. Орла прошла по ул. Московская (ныне Кирова) и дальше, вплоть до Военно-Госпитального кладбища, которое и ныне существует, где Городского Голову и похоронили со всеми почестями.

Но в этих кадрах есть еще одна история, которая, на первый взгляд, совершенно не видна. Эта история о том, кто же стоит с другой стороны  киноаппарата.  Точных сведений о кинооператоре этого сюжета у меня нет, да их и не может быть, так как «Патэ-журнал» по своей структуре всегда был сборником кинохроники со всего света и авторство на сюжетах не указывалось. А вот предположение есть, и, хотя это всего лишь догадка, но она, думаю, не далека от истины.

В начале 1911 года владикавказскими фотографами Прокофием и Сергеем Хмара, а также их компаньоном Ильей Каргиновым было подано прошение об открытии кинематографа в здании цирка Яралова.

Прошение Хмара

Просьбу их удовлетворили, и Хмара начали работу. Так, уже в марте 1911 года в газете «Терские ведомости» выходили заметки подобного содержания:

заметка Хмара

В этом же году их владикавказские и крымские сюжеты попали в некоторые выпуски журналов «Патэ» и выпускались в кинотеатральной сети Лира. Так что вполне вероятно и похороны владикавказского Головы снимали тоже Прокофий и Тимофей Хмара.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

СТАТЬИ

PRO превратности статистики

Начальник УФСИН об инциденте с Теховым, правах заключенных, «проносах» и переносе изолятора из центра Владикавказа

или куда уходят деньги за обслуживание многоквартирных домов

05.11.2020

Многомиллиардный проект «Алания-парк» ждут к 2024 году

03.11.2020

Вопросы с пятью домами обманутых дольщиков обещают решить до конца года

02.11.2020

Почему осетинской воде тяжело конкурировать на мировом рынке

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: