Диета от Алана Черчесова

С прилавков книжных магазинов Владикавказа еще, к счастью (потому что можно приобрести), или, к сожалению (потому что не все поняли, что эту книжку хорошо бы иметь у себя дома), пока не исчез роман Алана Черчесова «Дон Иван».

Попробую дать книге несколько определений, которые помогут охарактеризовать текст, достойный пристального внимания.

Эта книга — щедрая для тех, кто хочет этой щедростью воспользоваться. Из нее могло бы вырасти огромное количество историй, потому что между словами и предложениями много воздуха, простора, и читатель волен его заполнять какими-то своими размышлениями и рассуждениями. Приведу в качестве примера два утверждения, и любой думающий человек, столкнувшись с ними, удостоверится, что ему есть, что сказать по упомянутому поводу:

— «Умирать нам чертовски не хочется, даже если не хочется жить»;

— «Благословенна небрежность закоренелого одиночества, отвыкшего от замков и засовов».

Книга упоительная, вязкая, требовательная. Ее нельзя читать в очереди к стоматологу или в промежутках между делами. Она заставляет быть с собой наедине, потому что главное здесь не сюжет в привычном для нас терминологическом понимании, а то, как автор общается с читателем. Очень яркий, интересный язык — вот то явление, которое может привлечь внимание к роману. Черчесов заставляет спотыкаться и возвращаться к прочитанному практически постоянно. Я бы назвала это захватывающей игрой, которая не может не радовать:

— «галифе запредельно усталого цвета»;

— «думаю крадучись»;

— «Хана-Анна. Расстояние в одно придыХАНие и несколько предАННых лет»;

— «взгляд может пахнуть фиалкой»;

— «время капает под ноги»…

И это повсюду, на каждой странице. Сначала проскакиваешь, а потом вдруг мысль цепляется за что-то необычное, выпирающее, торчащее… И задаешься вопросом: «Как-как-как он сказал?» И перечитываешь, и удивляешься фантазии автора.

В книге есть почти 8 страниц текста, в котором А.Черчесов воспроизводит поток сознания не самой умной женщины, на протяжении такого длинного эпизода нет ни одного знака препинания. Логично, потому что мы же не ставим точки и запятые, когда думаем и говорим… Это известный и даже модный сейчас прием, но его использование в романе связано с сознанием определенного типа женщин, которых почему-то принято называть «блондинками», о которых сложены анекдоты и истории, поэтому Алан Георгиевич умудряется сделать эти восемь страниц еще и чрезвычайно ироничными. Это очень хорошо; оторваться невозможно.

Из всего, что сказано выше, вытекает необходимость читать произведение медленно, несуетливо, не спеша, что, конечно, не всегда выполнимо в наше время. Но большинство произведений искусства сейчас одноразовые, а роман Черчесова принадлежит к тем редким текстам, которые хочется перелистывать и пересматривать еще и еще, снова и снова. И каждый раз будет отыскиваться ранее не замеченное НЕЧТО: интересное употребление слова, удивляющий поворот мысли, какая-то пропущенная параллель…

Медленное чтение — не единственное требование к читателю: он еще должен весьма неплохо ориентироваться в мировой литературе, потому что без этого фактора можно понять в романе далеко не все. И чем больше читатель заметит в тексте реминисценций (цитат без ссылок на их автора), упоминаний того или иного сокровища мирового искусства, тем лучше он осознает происходящее внутри романа.

В телевизионной программе «Закрытый показ» Александр Гордон, предваряя демонстрацию фильмов, говорит, что его передача рассчитана на широкую и на глубокую аудиторию. Представляя роман Черчесова, слово «широкая» относительно читательской публики надо убрать сразу и без сомнений. Эта книга — для глубокого читателя, я бы даже сказала, что для читателя с филологическим мышлением.

Роман многослойный. На поверхности — сюжеты, связанные с главными героями. Их несколько, и все они причудливо переплетаются. Но второй слой, не всякому заметный, связан с литературными играми, ребусами, намеками. Здесь можно «встретить» Шекспира, Рабле, Сервантеса, Пушкина, Достоевского, Набокова, Сашу Соколова, Веничку Ерофеева и очень многих других. Я бы не называла это влияниями, скорее, это похоже на диалог. А выбор «собеседников» чрезвычайно показателен.

Книга смелая. Я слышала версию, что это переложение истории Дон Жуана, но вряд ли это так. Роман о нас, о том, что нам, современным людям, женщинам и мужчинам (Дон Жуанам и не очень), может в этой суетной жизни помочь. Хотя часто говорят, что искусство только ставит вопросы, на которые не обязано отвечать. Здесь же рецепт, как ни странно, дается автором. Максимально простой и очень мудрый: помочь выжить могут только две ПОИСТИНЕ ИСТИННЫЕ вещи: любовь и литература.

А еще я бы назвала роман интимным. Может, мое восприятие индивидуально, но когда я читала «Дона Ивана», то мне хотелось быть только одной. И если кто-то заходил, то я книгу закрывала и откладывала. Такой странный эффект: было невозможно допустить, чтобы подсматривали, потому что речь идет о таком глубоком и важном, что даже близким знать о нас не стоит.

Нельзя не сказать о скрупулезной оригинальности автора. Одно оглавление чего стоит! Вы встречали подобные оглавления (Предъявление. Объявление. Появление…)? Вот и я никогда ничего похожего не видела.

Я очень скучала все эти годы по Одинокому, герою, на мой взгляд, лучшего из романов Черчесова – «Реквиема по живущему», написанного достаточно давно. Мне не хватало подобного персонажа в «Венке на могилу ветра» и в «Вилле Бель-Летра». А вот в главном герое «Дона Ивана» я увидела что-то от того необычного, одаренного, одинокого и эпически сильного мальчишки, потом юноши, потом мужчины, который так запал в душу, что избавляться от него не хочется и не можется.

После «Реквиема по живущему» А. Черчесов создавал тексты, которые были, если можно так выразиться, слишком элитарны; их «сделанность», искусственность соответствовала моде, но мешала искреннему читательскому восприятию. «Дон Иван» возвращает нас в какой-то мере к тому стилю, к той манере повествования, которая удивила и очаровала когда-то. Возможно, Алан Георгиевич, попробовав себя в различных способах и принципах создания художественного текста, решил вернуться к тем, которые не могут не вызывать у читателя ответной реакции: к искреннему, трогательному повествованию о накопившемся и созревшем в его душе опыте, к исповедальности, вызывающей не только сочувствие, но и сопереживание, потому что речь, по большому счету, идет о любви.

А закончить попробую предложенной в романе «системой питания», которую рекомендую, вслед за героем Алана Георгиевича, всем заинтересованным людям: «Потребляй… еще больше книжек — лучшая в мире диета».

фото — из архива сайта openspace.ru

СТАТЬИ
12.03.2024

Торговая сеть запустила новую акцию

26.11.2023

Все, что вы хотели знать о мерах соцподдержки мам

16.11.2023

Торговая сеть запустила предновогоднюю акцию

17.10.2023

Нового министра ВД по Северной Осетии Демьяна Лаптева представили личному составу ведомства

16.10.2023

Во Владикавказе проведут рейд по незаконным нестационарным торговым объектам

13.09.2023

В Северной Осетии появился ВкусВилл

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: