Из наблюдений дилетанта…

Вот уже десятый раз Лариса Гергиева балУет владикавказских зрителей музыкальными изысками, привозя сюда, с доставкой на дом, лучших представителей исполнительского искусства страны и мира. На заключительном концерте Х фестиваля «В гостях у Ларисы Гергиевой», посвященном Елене Образцовой, Фатима Хабалова совершенно верно сказала, что наш зритель избалован стараниями и неимоверными усилиям семьи Гергиевых, которые ни на минуту не забывают о своей родине.

Какие были концерты! Сергей Безруков, джаз мирового уровня, победители и призеры конкурса Чайковского, золотые голоса этого и других международных конкурсов, по-прежнему успешно работающий Дигорский драматический театр, солисты Большого и Мариинского, которые являются реальными законодателями мод в мировой музыке. Слава Богу, нам хоть в этой сфере человеческой деятельности не приходится говорить об импортозамещении. Ура!

Я дилетант в области классической музыки, просто очень ее люблю. И если что-то скажу неверно с точки зрения профессионалов, то прошу меня простить. На мой зрительский вкус лучшими были концерты молодых пианистов, почти детей, но уже очень профессиональных и глубоких исполнителей, а также победителей вокального кластера конкурса Чайковского: Юлии Маточкиной и баритона из Монголии с трудно произносимым для нас именем Ганбаатар Ариунбаатар.

В предыдущие годы гала-концерт всегда был лучше всех предшествующих мероприятий, а в этом году такого не произошло. Думаю, что гала, в котором принимали участие многочисленные гости из Москвы и Санкт-Петербурга, только подчеркнул высочайший уровень вокалистов, ставших призерами конкурса Чайковского, порадовавших нашего зрителя накануне, до гала-концерта.

Юлия Маточкина – женственная, нежная, артистичная, очень и очень талантливая, музыкальная, чувственная. Когда я послушала других исполнительниц (Наталью Павлову, Ирину Гагитэ, даже Ольгу Пудову, продемонстрировавшую запредельное мастерство и невероятное владением голосом), то поняла, почему именно ей, Юлии, присудили победу взыскательные члены музыкального жюри: она не стремится показать себя как профи, как обладательницу красивейшего голоса, она хочет донести до зрителя то, что задумали авторы музыки и текстов, для нее характерно так редко встречающееся в наше время ВДУМЧИВОЕ пение, поэтому она не «прокрикивает» арии и романсы, подчеркивая силу и тембральную уникальность голоса, а проживает их на глазах у зрителя.

Что касается монгольского певца, то он потряс публику. Такой улыбчивый, симпатичный, с бархатным и глубоким голосом необыкновенной красоты. Когда ему дали слово после концерта, он так искренне расхохотался и сказал: «Здравствуйте, ребята». А потом через переводчика сообщил нам, что он подробно поведает родителям, как хорошо его принимали во Владикавказе. Очень молодой. Самородок. Оперным пением занимается всего год. Один год! А победил в лучшем из мировых конкурсов! И не только в нем, есть еще и другие. Пока живет по принципу: «Пришел, увидел, победил».

На «бис» монгольский певец исполнил «Мелодию» Пахмутовой. Такой беспроигрышный ход. Абсолютно в десятку. Растрогал до слез. Со вкусом, с правильными интонациями, хотя он не принадлежит к русской культуре. Но хорошая музыка, видимо, не имеет ни национальной, ни религиозной, ни социальной, ни гендерной принадлежности. Она НАД. И потому она так душеспасительна и «исцелительна» для всех, кто открывается ей навстречу с радостью и готовностью.

Благодаря Ларисе Абисаловне мы тут столько замечательного видим! Никуда не выезжая, по очень приемлемым ценам. Просто в пояс кланяюсь Гергиевым в целом, а Ларисе Абиссаловне особенно, потому что этот фестиваль она на себя взвалила и тащит. Ей же и без этого парада музыкальных гениев ярко и комфортно живется. Она делает это для владикавказских зрителей. Талантище! Патриотище! И очень красивая, изнутри светящаяся женщина, тонкая, чувствительная, глубокая, насыщенная.

Из ярких впечатлений нынешнего, десятого фестиваля, конечно, сама Лариса Абисаловна в роли ведущей, конферансье. Это очень правильный, на мой взгляд, ход. Раньше концерты вела Марина Ядых, это было достаточно пафосно и помпезно. Лариса Гергиева сделала фестиваль домашним, уютным, соответствующим названию «В гостях у Ларисы Гергиевой». И можно наблюдать потихонечку, как сама она реагирует на выступления музыкантов. Иногда она перебирает пальцами, будто сидит за фортепьяно, иногда немножко дирижирует, иногда хмурится, иногда расплывается в невольной улыбке… Она слушает сочувственно, она сопереживает исполнителям. А еще она хочет воспитать зрителя: просит по несколько раз за концерт отключить телефоны (все равно не все ее слышат), поднимает руку, когда не нужно аплодировать (дело в том, что у музыкантов не принято аплодировать в паузах между частями произведения, но не все зрители, конечно, об этом знают), очень болезненно реагирует на шум, скрипы, кашель, шелест и другие посторонние звуки, не говоря уже о тех мелодиях, которые издают наши телефоны, несмотря на стократные предупреждения и просьбы…

Очень сырым, уже подверженным «звездности», неинтеллигентным и мало работающим над собой показался Тимур Сланов. Обидно! Голос красивый, редкий, яркий, талант огромный, но трудолюбия, чтобы его отшлифовать, довести до совершенства или хотя бы приблизиться к нему, явно не хватает.

И еще одно наблюдение. Немножко стыдно за неухоженный музыкальный театр, за его «намоленную» сцену, на которой кто только не выступал. Стыдно, что Безруков просил второй микрофон, но так его и не получил. Стыдно, что нет кондиционеров (кстати, на открытии фестиваля Л. Кессельбренер клятвенно обещал, что прохлада к XI фестивалю будет обеспечена). Стыдно, что не подшиты кулисы, бахромятся снизу очень неопрятно. Стыдно, что не покрыт лаком деревянный бортик сцены…

Конечно, кондиционеры – это дорого. Но занавес подшить можно своими собственными руками. Пусть не такой же бордовой тканью, пусть черной, золотой… Было бы желание. И немножко подшаманить красивую лепнину по бокам сцены тоже можно самим. Устроить один раз субботник, как в старые времена. Для себя же! Для гостей, которых мы хотим видеть здесь снова и снова.

Низкий поклон Ларисе Абисаловне за хлопоты, за желание работать, за патриотизм и верность своему народу. Мне очень понравилось, как сказала в ответ на присуждение звания «Заслуженной артистки РСО-А» Ирина Гагитэ: «Каждый ребенок ждет похвалы и признания от своих родителей. Точно так же каждый артист ждет похвалы и признания от своего народа». Так вот Лариса Абисаловна уже давно дождалась, в Осетии не осталось званий и наград, которыми она могла бы прельститься. Зачем она продолжает так напряженно трудиться для Осетии? А вот тут и начинается патриотизм, который никакими деньгами и похвалами измерить невозможно. Лариса Гергиева представляет осетинскую культуру по всей России, по всему миру. И со всей России, со всего мира она собирает музыкальных (и не только!) гениев, чтобы показать их нам. Ни один регион России фестивалем такого уровня и качества похвастаться не может. Нам просто повезло! Как в сказке!

Вчера фестиваль закрылся. Дай Бог здоровья его хозяйке! Дай ей Бог сил и желания продолжать свою просветительскую миссию, так редко по достоинству ценимую всякого уровня руководителями и так нужную тем, кто любит искусство.

СТАТЬИ
12.03.2024

Торговая сеть запустила новую акцию

26.11.2023

Все, что вы хотели знать о мерах соцподдержки мам

16.11.2023

Торговая сеть запустила предновогоднюю акцию

17.10.2023

Нового министра ВД по Северной Осетии Демьяна Лаптева представили личному составу ведомства

16.10.2023

Во Владикавказе проведут рейд по незаконным нестационарным торговым объектам

13.09.2023

В Северной Осетии появился ВкусВилл

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: