Made in Vladikavkaz

Удивительно, что сразу два наших театра обратились к Антону Павловичу Чехову.

На сцене Осетинского театра успешно прошла премьера спектакля Александра Битарова «Палата №6». Постановка талантливая, пугающая, настаивающая на аналогии мира с психиатрической клиникой, что теперь уже банально, но по-прежнему справедливо. Очень много режиссерских и актерских находок, изобретений, удач. Море оригинального. Но Чехова, тонкого, изысканного, изнемогающего от несовершенства этого мира и жалеющего всех, кто в нем живет… Вот такого Чехова, глубокого, не всегда понятного в своей нежности, не приемлющего пошлость, там мало. Меньше, чем мне хотелось бы. Я понимаю, что только мне. Это личное, как и все, что будет сказано дальше. И еще я знаю, что театр – место поисковое, лабораторное.

Он живет, развивается и однозначно влияет на жизнь. Именно поэтому все эксперименты, неожиданные решения и авангардные подходы уместны и даже необходимы.

Но я думаю, что Чехов не хотел бы крика и слишком ярких эмоций… Он про другое: про подтексты, нюансы и мелочи… А именно этого мне было недостаточно. Но сегодня речь не о «Палате №6», мне бы надо еще раз посмотреть и подумать, чтобы сформулировать свое отношение.

А вот пятый спектакль на сцене нашего Академического Русского драматического театра режиссера Богдана Петканина «Леший» захватил меня сразу и насовсем. Тоже обязательно посмотрю еще раз, но с другой целью: чтобы насладиться, посмаковать. И тут мне хочется перейти к актерским победам. Уж очень здорово получилось. Если я начну сейчас описывать все хитросплетения каждой роли, то текст разрастется до невероятных масштабов, поэтому упомяну только самое вкусненькое, самое-пресамое.

Зоя Бестаева практически гениально ходит по сцене таким мужиковатым способом, еще более талантливо стягивает с себя пояс с ключами от неоднократно упомянутых двадцати шести комнат. А то, как она «режет» пирог, — прямо экспонат Алмазного фонда театра, если такой когда-нибудь будет создан.

Владимир Карпов со своим звуковоспроизведением вместо речи, передающимся, как потом выяснилось, по наследству, со взглядом в одну точку – туда же, в фонд самых ценных или даже уже бесценных, что более справедливо, театральных удач.

Для Роберта Кисиева у меня давно закончились слова, осталось только учащенное сердцебиение и замирание на глубоком вдохе. Хотя есть одно словечко для его поведения на сцене: я бы называла игру Роберта «расшнурованной». И я Кисиева (!) не сразу узнала! Это дорогого стоит! Тут еще и работу гримера нельзя не упомянуть. У Роберта в запасе – миллион интонаций. И похоже на то, что его запасники, арсеналы бездонны, неисчерпаемы. Он практически преодолел земное притяжение и сопротивление материала… Страх перед сценой он, видимо, преодолел тоже. И теперь он парит!

Елена Бондаренко со своим бесконечным «ООО», с нарочитой надменностью и боязнью прикоснуться к «вотэтомувотвсему», с жеманством и проблесками искренности такая живая и достоверная, что забываешь о своем пребывании в театральном пространстве. И, о Боже, она так красива в новой роли, что глаз не отвести. Застывшие позы, пренебрежение во взгляде, переходы от статичности к ошеломительно смешным способам сначала залезть в яму-погреб-подвал-убежище-могилу, а потом вылезти из этого пространства… Обалдеть!

Мария Федорович меня убила! Она же красавица! И всегда была красавицей! Где она взяла эти ужимки и жесты, откуда вытащила жуткую, заискивающую улыбку и близорукую привычку прищуриваться, в каких недрах себя самой обнаружила неуклюжую угловатость, я отказываюсь понимать. Но это выше аплодисментов. Это прямо низкий поклон со слезами в глазах. Как говорят в Одессе, «жирно намазала». Блеск!

Людмила Бритаева в стиле гениальных актеров, любивших эпизоды, свою героиню ввела в число главных персонажей. Много это или мало?!.. Да огромно же, не скупитесь на эпитеты!

Любому спектаклю нужны такие «замковые камни»: актеры, на которых держится происходящее на сцене. И здесь подобную функцию выполняют Григорий Кубашов (отрицательная роль – это всегда нелегко, но тут больше, чем просто получилось); приучившие нас к стабильно высоченному уровню актерского мастерства Антон Тогоев (таким мудрым и утомленным, трогательным и глубоким получился его Егор Петрович со своей шаркающей походкой, что все призы и премии, звания и ордена хочется прямо тут же, без споров отдать именно Антону) и Алан Цаллаев (а вот его герой, напротив, дерзкий, яркий, нервный, мало в чем сомневающийся и… категорически достоверный. Но я столько раз уже по разным поводам восхищалась игрой Алана, что практически исчерпала свои возможности, увы).

Меня удивил Николаус Мавроматидис: от гулёны и бездумного, почти цыганского размаха непутевого парня до глубоко трагичного зрелого мужчины. Ничего себе амплитудочка!

Константин Мойса. Ах, как хорош! Как несамостоятелен, неловок и непутев его Желтухин. Как хочется его подтолкнуть, ущипнуть, чтобы двигался порасторопнее, как запоминаются его интонации.

Знаете, я люблю об актерах писать отдельно. О каждом. Мне кажется, что им приятно. Но! Главное – ансамблевость, без этого спектакля не будет. И тут придется найти объединяющие принципы. Они есть.

Акценты на позах, жестах, взглядах. Это раз. Комичные, почти цирковые приемы. Это два. Всегда безоговорочные, великолепные паузы. Это три. Внимание к деталям: ридикюль, очки, саквояж с лекарствами, миллион чего-то еще… Это четыре.

Сочетание процесса говорения одного актера с чем угодно, но не с процессом слушания другого. Это и еда, и физическая работа, и одновременное говорение (особенно в женских диалогах)… А если к этому добавить, что один говорит не то, что имеет в виду, а другой, даже если слышит, то не понимает, тогда получается наша с вами обычная повседневная реальность))) Мы ведь так и продолжаем жить через 150 лет после Чехова! Все сказанное – это уже пять.

И шесть – повторы. Разномастные и разнокалиберные. Повторы слов, фраз, жестов, целых эпизодов. Много-много-много раз. Зачем? А разве мы не так себя ведем? Стоит понаблюдать. Боже, Боже, Боже!

Спектакль очень живописен. Не в смысле яркости, а в том, что каждая мизансцена, продуманная режиссером до точек и запятых, — это отдельная картина, выстроенный кадр. Даже запах задействован в этот раз. И это запах… сена.

Костюмы… Я не стану говорить о безупречном вкусе и соответствии эпохе. Это пройденный этап. Давным-давно. Теперь уже речь идет о том, что костюм играет важную роль в создании рисунка роли, как любят говорить театроведы. Воротник помещика Орловского – это огромный процент его достоинства, кожаный пиджак Лешего вместе с велосипедом – это почти исчерпывающая характеристика. А безумной красоты наряды и головные уборы Елены Андреевны – точка опоры для актрисы. А если ко всему этому присоединить ридикюль Марьи Васильевны и какие-то дико не идущие М.Федорович очки, то становится более-менее понятной роль художника по костюмам, Заслуженного работника культуры Северной Осетии Светланы Володиной в создании спектакля. Бра-во, бра-во, бра-во!

И теперь можно сказать главное. Это, несомненно, Чехов!

Да, изменены детали сюжета. Да, кое-какие акценты расставлены иначе, чем у автора… Однако я настаиваю на том, что это Чехов.

Все говорят, а время идет, и ничего не происходит, не случается. Это Чехов. Двадцать шесть комнат, в которых никого не найдешь, а спрятаться негде. Это Чехов. Лопата – символ спасения от тоски. Это Чехов!

Герои говорят одно, а язык тела свидетельствует о другом. Очевидна рассинхронизация. И это тоже Чехов! Слова вообще не так важны, важны энергетика, посыл. Как говорит Петр Мамонов: «Богу не важен результат, ему важен вектор». Это Чехов!

Бабы с лопатами, а мужики просто из любопытства пытаются картофелины прицельно бросать в ведро. И это Чехов! Герой, который сто раз спотыкается об ведро, но просто убрать его ему в голову не приходит. Это категорически Чехов!

Разговоры о том, что через 200 лет появится надежда на счастливое будущее… Помните, что в английском языке есть такое время Future-in-the-Past? Так вот эти люди, чеховские герои, говоря о будущем, все время скатываются в прошлое. Это Чехов, Чехов, Чехов.

Фраза «Надо что-то делать!». Но ничего не делается. Ни-че-го. Пшик. Разве что героиня Людмилы Бритаевой находит, наконец, почему-то крайне важный для нее карандаш… И это тоже полный и несомненный Чехов.

Исторически в литературе сначала в комедии было только смешное, в трагедии – только горькое, страшное, потом Шекспир придумал, что можно смеяться и плакать в одной пьесе. А Чехов открыл третий путь: шутки могут оказаться смертельными, а смерть комичной. И в спектакле это есть. Так разве не Чехов? Он, конечно.

А если говорить о сцене, то красивая попытка Богдана Петканина соединить подходы Станиславского и Вахтангова в одном спектакле – это такой Чехов, что дух захватывает. Для будущих зрителей спектакля скажу, что у тех, кто побывал, укол в сердце произошел. Теперь ваша очередь. Если спектакль получается, то каждый зритель смотрит про себя, о себе. Вы же не упустите шанса узнать о себе что-то новенькое?!

Богдан, я ничего о Вас не сказала. Но все, что я сказала, — это о Вас. Низкий поклон, восторг и слезы в моем непрофессиональном исполнении – Вам.

И эти сотни букв, за количество которых мне стыдно, несмотря на искренность, — тоже Вам. Вот честное-пречестное слово. Вы умеете протаивать в зрителя, растапливать пространство зала. Я не знаю, как это происходит, но происходит. Это большой дар – ничего не объяснять и не подразумевать, но всех склонять на свою сторону. И это Вы тоже умеете. Проверено за зрителях Владикавказа и окрестностей.

Вы нас избаловали и теперь не можете бросить свою публику на произвол судьбы (в лице Мельпомены и Талии примерно пополам в данном случае).

Поэтому ждем? Поэтому ждем… Поэтому ждем!

СТАТЬИ
12.03.2024

Торговая сеть запустила новую акцию

26.11.2023

Все, что вы хотели знать о мерах соцподдержки мам

16.11.2023

Торговая сеть запустила предновогоднюю акцию

17.10.2023

Нового министра ВД по Северной Осетии Демьяна Лаптева представили личному составу ведомства

16.10.2023

Во Владикавказе проведут рейд по незаконным нестационарным торговым объектам

13.09.2023

В Северной Осетии появился ВкусВилл

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: