От чуней до кутюр

12.07.2022 Gradus Pro

Как в Бурятии и Осетии возрождают войлоковаляние

Одно из ремесел, прежде утерянных, но ставших популярными и модными за последние 2-3 года в разных регионах страны, – это войлоковаляние. Как в Бурятии и в Северной Осетии возрождают ремесло предков, узнала Залина Бедоева, побывавшая на фестивале ремесел в Иркутской области.

Войлок оживает по бурятским деревням

Когда-то в Бурятии бабушки и прабабушки нынешних женщин валяли войлочные одеяла, матрасы, коврики, одежду, даже юрты. Со временем промышленность вытеснила мастерство, и оно начало забываться. Сегодня утерянное умение возрождается.

В июне ремесленники из Бурятии, Иркутской области, Забайкальского края, где в настоящее время в России проживают буряты, впервые встретились на Фестивале ремесел в поселке Усть-Ордынском Иркутской области. Они привезли изделия из дерева, глины, кожи, серебра и, кончено, войлока.

— Здесь на Байкале западные буряты занимались рыбным промыслом, охотой. У нас степняков – это было выделывание из кожи уздечек, треног, седел. Это ремесло утеряно, –делится участник фестиваля, Балта Батожаргалов, мастер резьбы по дереву и краевед из села Будалан Агинского района Забайкальского края. – Нам удалось сохранить песенные традиции, национальное ювелирное ремесло, и еще из того, что делали руками – это декоративные изделия, так сказать сувенирно-лубочного характера. В последние годы возрождается войлоковаляние, которое у нас было забыто. Опять же не в том виде, как у наших предков, а в сувенирной форме: домашняя обувь, шапки и другие изделия.

Как рассказывают мастерицы из поселка Аршан Тункинского района Республики Бурятия, у них позабыли про войлок в советские годы. В 2020 году землячки из соседнего района включили Байгалму Галсанову в группу в мессенджере по войлоковалянию. Увидев изделия из шерсти, она загорелась, так как поселок расположен в курортном районе, где много отдыхающих. Женщине захотелось сделать что-то национальное своими руками. Она прошла мастер-класс у монгольского мастера в Улан-Удэ и привлекла подруг Жаргалму Бакшиханову и Марину Жапову.

На фестивале по войлоковалянию

Ныне в мастерской под брендом «Дулаан Аршан» женщины изготавливают из бурятской овечьей шерсти тапочки, чуни (теплая домашняя высокая обувь), сапожки. Технику мокрого и сухого валяния они показали гостям на мастер-классе. Процесс изготовления войлочной домашней обуви состоит из трех этапов: валяние тапка, подшивание подошвы из плотного войлока и декорирование его орнаментом.

Изделия мастериц, работающих на рынке, популярны у туристов, отдыхающих на горном курорте. «Людям нравится, так как это не только красиво, но и удобно: в жару войлок  охлаждает, в холод согревает, да и обладает лечебным эффектом», – говорят женщины. Кроме тапочек, стоимость которых от 2000 до 2500 руб, они делают береты и тюбетейки.

Центр возрождения – Улан-Удэ

Юлия Золотоева из Улан-Удэ привезла на родину своей мамы, где проходил Фестиваль ремесел, авторские шляпы из войлока. Четыре года назад заслуженная артистка Бурятии, бывшая солистка танцевальной труппы легендарного театра «Байкал», будучи на пенсии, увлеклась этим уникальным материалом.

— Первая встреча произошла на выставке войлока монгольского мастера Долгормы Орсоо. Я была поражена, что из войлока можно сделать все: скульптуры, одежду, головные уборы и многое другое. Вдобавок выплеснуть творчество. Я посидела на ее мастер-классе, посмотрела, как делаются варежки, пришла домой и сделала их внучке. И как на меня нашло! – вспоминает Юлия начало пути. –Я стала искать традиционные вещи по музеям, дальним селам, так как шерсть очень много использовалась в быту. Еще сто лет назад во всех семьях валяли. Но практически ничего не нашла. Помимо изделий для дома, женщины валяли переносные легкие юрты. Собирались всем родом летом после стрижки овец, высушивали шерсть, выходили к реке и валяли. Либо вручную, либо привязывали к коням бревна, на них наматывали шерсть, проливали горячей водой и катали. Это был очень тяжелый труд.

По словам Юлии Ниловны, возрождается войлоковаляние в Бурятии через мастериц, которые обучают своих учеников. Если года четыре назад мастеров можно было пересчитать по пальцам, то сейчас их стало заметно больше. Только у Золотоевой около 300 учеников работают не только в Бурятии, но и в Якутии, в Иркутской области. Интерес с каждым мастер-классом, или модным показом, или выставкой увеличивается. Большинство женщин старше 50-ти, выросших в сельской местности, помнят, как в детстве бабушки заставляли их чистить шерсть, а затем валять.

— Здесь в Усть-Ордынском посетители не только приобретали мои изделия, но и попросили провести мастер-класс, –поделилась Юлия. – Как, оказалось, здесь есть мастера, которые используют войлок для декоративного искусства, но для изготовления обуви, головных уборов, повседневной одежды его почти не применяют. Я с радостью приеду и проведу обучение, как только соберутся участники.

Сегодня мастерица придумывает новые формы, изготавливая головные уборы и одежду в этническом стиле и совмещая в своих коллекциях войлок с другими тканями: шелком, бархатом, вискозой, крапивой, джутоми т. д. Все ее работы авторские. Она часто выезжает на модные показы, ярмарки и фестивали, общается с коллегами. Юлия внимательно следит за проектами Аланы Бзаровой из Северной Осетии, которая возрождает войлоковаляние в республике.

Осетинки тоже учатся валять

Войлок использовали по всему Северному Кавказу, изготавливая из него кавказские бурки, обувь, головные уборы, башлыки и даже ковры. В Северной Осетии, точно так же, как и в Бурятии, в прошлом веке в каждой семье женщина умела обращаться с шерстью, но к 70-ым годам XX в. это ремесло было полностью забыто.

Возрождение промысла началось в республике благодаря грантовым проектам частного социально-культурного учреждения «Благодать». Автор и руководитель организации Алана Бзарова реализовала за несколько лет три проекта по обучению женщин. Около 1300 человек за эти годы бесплатно обучились четырем видам национальных осетинских ремесел — плетению шелковых косынок «Цылла», басонному плетению, а также сухому и мокрому войлоковалянию в «Школе войлока».

В этом году в Доме войлока Осетии – это третий проект Бзаровой — можно научиться изготовлению ковра из шерсти.

— Когда-то натуральная и уникальная одежда и предметы из шерсти здесь изготавливались в каждом доме для всех членов семьи. Навыки передавались от старшего поколения к младшему, пока техническая революция не нарушила эту преемственность, обеспечив людей изделиями промышленного производства, так, что многие секреты ремесел уже безвозвратно утеряны. Когда-то обычные для любой осетинской женщины войлоковаляние, плетение шелкового платка и басонное плетение три года назад оказалось на грани полной утраты: на всю республику, когда я приступила к реализации своего первого проекта в 2019 году, оставалось два мастера, знающих все тонкости, –отмечает Алана Бзарова. – Сегодня, благодаря проделанной работе, их уже значительно больше. Многие участницы не только занимаются творчеством, но и зарабатывают ремеслом».

КСТАТИ:

Войлоковаляние – древнейшее ремесло. Войлок помогал человеку выжить, защищал от холода и зноя, служил одеждой и кровом. Трудно представить путь и истории многих народов, если бы не была одомашнена овца, как жизнь и культуру кочевых народов без войлока. Самые первые войлоки датируются археологами 3 тыс. лет до н.э. и были найдены на территории Малой Азии. В мире традиция валяния сохранилась в Тибете, Индии, Средней Азии, Монголии. На территории России это ремесло было традиционным для народов Закавказья и Азии.

Автор — Залина Бедоева 

СТАТЬИ

Зимний отдых россиян в Горной Дигории оказался под угрозой срыва

История одного невыполненного обещания Сергея Меняйло

02.09.2022

Министр здравоохранения Северной Осетии назвал причины гибели восьми рожениц в прошлом году

17.08.2022

Уголовное дело о мошенничестве бывшего главврача онкодиспансера дошло до суда

08.08.2022

«Партия дела» обжалует в суде решение ЦИК Северной Осетии об отказе в регистрации на парламентских выборах

25.07.2022

Русланбек Икаев назначен на должность заместителя председателя правительства Северной Осетии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: