Пятьдесят оттенков власти

Спектакль Гиви Валиева «Ричард III» меня потряс.

Я долго не могла ничего о нем написать. Я даже думать о нем не могла. Но время все покрывает слоем чего-то успокоительно невесомого, сглаживает резкие углы, заставляет тускнеть краски и впечатления, выравнивает дыхание. И теперь я могу, пожалуй, высказаться.

Гиви выбрал эпичную манеру повествования: широкие мазки, контрастные цвета, максимально ярко выраженные эмоции, масштабные обобщения, перемещения по временам и эпохам.

Это выглядит эффектно и страшно. Иногда величественно, а иногда отвратительно, отталкивающе, раздражающе.

Не могу не отметить цельность спектакля, его идеологическое, что ли, единство. Все в нем направлено на то, чтобы донести главную идею: этот спектакль – ТОТАЛЬНЫЙ ПРИГОВОР тиранам и угнетателям всех времен и народов. Такого жанра нет ни в одном учебнике по театральному искусству.

Но именно слово «приговор» наилучшим образом определяет детище Гиви Валиева, по-моему.

На сцене – аскетичные, агрессивные конструкции (художник-постановщик – Лариса Валиева). Я бы использовала слово «скрежещущие», потому что много металла, и я отчетливо ощущала желание сжать зубы, которое возникает у нас, когда мы слышим звук царапания металла о металл. И характерный привкус во рту… Мрачно. Жестко. Холодно.

И еще иногда трон освещается кроваво-красным светом, просто не оставляющим зрителям шансов остаться равнодушным к происходящему.

На переднем плане – огромное пространство, заполненное белым веществом. Постепенно зрители понимают, что это прах убитых, замученных, «униженных и оскорбленных», прах неизменных участников взаимоотношений между палачами и жертвами. А прах еще и высыпается на сцене из специальных устройств бесконечным потоком. Со всех сторон!

А еще висящие серые, тупые, я бы сказала, фигуры. Одинаковые, страшные, катастрофические какие-то.

Музыка (Заслуженный работник культуры РСО-А В.Суанов) подобрана так, что вызывает тревогу, беспокойство.

Сюда же, к неуютностям, «направлены» костюмы. Слово «красота» к ним применить невозможно, но они емкие по смыслу до предельного предела: это и чекистские кители сталинской эпохи, и фашистские черные плащи, сапоги, это и средневековые одеяния… Даже медицинские маски, один из главных атрибутов теперешнего времени, здесь присутствует очень органично. Превалирует черный цвет. Он подавляет, угнетает и давит на все окружающее. Черные люди, черные мысли, черные дела. Везде лицемерие и ложь.

Каски – это еще один яркий атрибут разговора со зрителем о тиранах. Но создатели спектакля пошли дальше, глубже, совместив каску с короной раз и навсегда. Вот это символ власти! Силища!

Власть никогда не одинока: ей нужны последователи и пропагандисты. И в спектакле таким человеком предстает герцог Бекингем в исполнении А.Кочиева. Он мастерски общается с залом, вовлекая в действие всех зрителей. Великие ораторы, владеющие навыками славословий, убеждений – это люди, которые становятся фундаментом власти, их приемы и способы воздействия на толпу носят общемировой характер, их лозунги похожи друг на друга в разных эпохах, как две капли воды. Но слушатели неизменно попадают в их сети.

А по ходу спектакля за зрительным залом следят другие типы служителей власти: шпионы, соглядатаи, охранники, псы. Их пронизывающие, колючие взгляды будоражат, пугают.

А власть все обещает и обещает. Все грохочет о том, что именно теперь, сейчас все будет не так, как раньше. И каждый раз кто-то верит. И каждый раз все разочаровываются.

В созданном Гиви Валиевым мире палачей и жертв дети носят полосатые костюмы, известные нам по концлагерям, используют виселицы в качестве качелей… В этом окровавленном пространстве моют пол, испачканный во время убийств, а потом снова уничтожают всех, кто попадется под руку, кто стоит на пути, кто мешает достижению целей. Люди погибают сотнями, тоннами, массами (не знаю, какой термин лучше). Местами мне, зрителю, становилось трудно дышать от боли за тех, кто присутствовал на сцене. Было натуралистично, достоверно, жутко. Да и можно ли спокойно наблюдать, как на ваших глазах вешаются, сходят с ума и убивают, убивают, убивают…

По версии режиссера, власть несет психическое нездоровье (один из героев педантично наблюдает за тем, как раскачивается виселица, залипает, как это происходит с ментально больными людьми).

Тирания, и это тоже очевидно в новой версии «Ричарда III», уродлива чисто физически, ее носители приобретают больные, жуткие, часто бешеные какие-то черты. Они уже не люди, а человекообразные монстры. И во сне этим изуверам покоя нет, потому что сна нет тоже, собственно.

Гиви в своей постановке наблюдает за кровожадной диалектикой власти. Он видит, как палачи превращаются в жертв, как на смену одному правителю приходит другой, который сгибается, но терпит и тащит на себе символы власти, а потом начинает хромать и превращается в своего предшественника.

Я никак не могла попасть на этот спектакль, но уже знала, что он великолепен. Не потому, что мне рассказали достойные доверия люди, посмотревшие «Ричарда III», а потому что я видела афишу с изображением Алана Албегова в главной роли.

И это зрелище преследовало меня долгое время: Алан жуток, страшен и невероятен на этой фотографии.

Вживую, на сцене, во время спектакля, поверьте, он значительно ярче в проявлениях безобразия своего Ричарда.

Более того, по мере развития действия он становится все ужаснее, все омерзительнее. Как этот добрый и обаятельный человек, Народный артист РСО-Алания Алан Албегов, так себя «стёр», не берусь судить. Эта трансформация – за гранью человеческих возможностей. «Тайна сия велика есть»… И все его приемы лаконичны, точны до предела, а потому нереально глубоки. Боже, как он целует руку леди Анне. Тошно смотреть. А манера сидеть на троне… Это такое огромное мое зрительское ДА, что я готова прокричать его на весь мир.

А над всем этим ужасом, кошмаром – то ли посеревшая Луна, то ли почерневшее Солнце…

Неужели мир не может обойтись без нескончаемой борьбы за власть?! На самых разных уровнях. Во все времена и эпохи. Во всех странах и на всех континентах.

Даже когда властители буквально по людям, по головам взбираются на трон вверх по лестнице власти, как это показано в спектакле, они все равно дурнеют внешне и внутренне, они остаются ненавидимыми и презираемыми. И нет счастья, нет покоя, ничего нет, кроме праха, холода и скрежета металла. И надежды нет тоже. И что? Чем нам, зрителям, позволяют успокоиться? Чем могут утешить? Только восторгом перед талантом всех тех, кто смог нам все это показать и рассказать. Только тем, что в нечеловечески трудных для театра условиях, при практически полупустом зале, потому что зрители сидят через одного, потому что все-таки есть страх заразиться, потому что существует еще много факторов, явных и неявных…

Так вот в нечеловечески сложных обстоятельствах нам показали всю силу, на которую способен Осетинский театр. И в таком вот почти апокалиптическом театральном пространстве слово «БРАВО» становится громче, отскакивает от стен театра двойным, тройным эхом и звучит гораздо убедительнее, весомее и ярче, чем при привычном аншлаге.

Нас, зрителей, утешили. А чем порадовать создателей спектакля? Тем, что они поняты, услышаны и любимы. Несмотря на очень трудные для искусства времена.

И никаких скидок на вирус и его последствия. Никаких поблажек! По самому большому счету. И спектакль, на мой взгляд, — серьезный и важный шаг вперед, ступенька вверх (не к власти, а к заслуженной славе) для всех причастных, для театра и для осетинской культуры в целом.

Этим можно гордиться, это нужно показывать, об этом нельзя не думать, если это вошло в нашу с вами жизнь.

Фотографии Астемира Черткоева

СТАТЬИ
12.03.2024

Торговая сеть запустила новую акцию

26.11.2023

Все, что вы хотели знать о мерах соцподдержки мам

16.11.2023

Торговая сеть запустила предновогоднюю акцию

17.10.2023

Нового министра ВД по Северной Осетии Демьяна Лаптева представили личному составу ведомства

16.10.2023

Во Владикавказе проведут рейд по незаконным нестационарным торговым объектам

13.09.2023

В Северной Осетии появился ВкусВилл

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: