В Ирафском районе в ДТП с участием микроавтобуса с туристами и грузовика пострадали три человека
Более 600 семей в Северной Осетии получают ежемесячную выплату из средств материнского капитала
В 2024 году при выходе на работу родители продолжат получать пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет
«Ростелеком» приготовил 4 миллиона подарков
Преимущества услуг доставки цветов в Ростове
Плохая канализация, сход Колки и водочный бум. Удастся ли оздоровить главную реку Осетии? Если вы […]
Розовые бантики
— Ты уедешь отсюда навсегда или есть шанс, что вернешься?
— Об этом пока не думала. Конечно, я хочу сделать все, чтобы наш оркестр и филармония процветали. Но сейчас мне думать об этом рано, я пока учусь: по будням — в музыкальной школе на струнном и фортепианном отделениях, а потом — в обычной школе до семи вечера. По выходным – несколько часов занимаюсь дирижированием. Поступать хочу в консерваторию в Москве. А вы приходите завтра на репетицию в филармонию в 9:30, там и познакомимся.
— Приду, хорошо. Как ты справляешься с оркестром?
— Привыкла уже. Я не могу с ними строго, потому что они взрослые люди. Но они играют мне, и я им за это благодарна.
На репетицию к Дане Муриевой, 13-летней девочке-дирижеру, я пришла с утра пораньше. И пока она стояла за пультом перед оркестром, добиваясь от оркестрантов «более насыщенного звучания», мы с ее мамой листали фотографии на планшете: пятилетняя Дана в модельной школе «Радуга» – позирует в красивом голубом платье с голубыми бантиками, шестилетняя Дана в передаче «Детская площадка», рассказывает строгим голосом о том, что «лес — это дом, где живут птицы и звери», семилетняя Дана на концерте держит в руках огромный микрофон и поет «Пропала собака».
А потом ее отдали в музыкальную школу. И на втором году обучения в какой-то момент Дана вдруг начала «жестикулировать», как это называет ее мама. Да, вот именно вдруг это произошло. Две недели Дана пребывала в какой-то своей реальности – в транспорте, на улице, дома она пела песни и размахивала руками в такт.
И мама решила рассказать об этом Валентине Цагараевой, педагогу, у которого Дана занималась тогда в музыкальной школе. И вот тут началась беготня. Педагог, увидев «жестикуляцию», всплеснула руками и побежала с девочкой к хоровому дирижеру. Через некоторое время они вылетели из кабинета и понеслись к завучу.
Собственно, на этом беготня в тот день закончилась. А на следующий день директор музыкальной школы решила сама посмотреть девочку. И тоже осталась в шоке: «Первый раз вижу, чтобы ребенок синкопы дирижировал! Вам – к Хосроеву!» — таков был окончательный вердикт директора.
Дана – восемь с половиной лет, розовые бантики на голове – вошла в кабинет к заслуженному деятелю искусств Северной Осетии, композитору и педагогу Тамерлану Хосроеву и заявила, что хочет заниматься дирижированием. Ну, может это и не она сказала, а ее мама, которая всегда рядом с ней, но суть происходящего от этого, в общем-то, не меняется.
— Вы куда пришли?! Вы знаете, что это такое?! Вы знаете, что вас ждет?! – Хосроев в тот день дал волю чувствам, расписав маме и Дане во всех подробностях, что их ждет, если девочка встанет за пульт.
Получив отказ и выслушав в свой адрес все и даже больше, Дана вышла на улицу, подняла на маму глаза и заявила: «Я буду заниматься дирижированием!». Даже нет, не так – без восклицательного знака. Просто: «Я буду заниматься дирижированием».
Ну а потом было все: и разговоры с директором музыкальной школы на тему того, что надо не отчаиваться, а все равно идти к педагогу и просить его о занятиях, и повторный визит к Хосроеву, который на сей раз сменил гнев на милость и – так уж и быть – разрешил поприсутствовать на занятии, «послушать, посмотреть». Кстати, маму тоже сразу взяли в оборот: «Или Вы, мама, уходите с работы, или я заниматься с ребенком не стану!» — ибо заниматься с таким ребенком нужно много и упорно, тратя на него, точнее, на нее все свое время.
— Анжелика, знаете, я помню свое первое занятие у Хосроева. Мне сразу дали ноты. У меня глаза просто разбежались – и по горизонтали, и по вертикали! Трудно поначалу было сообразить, что к чему, но я за что своего педагога ценю – он и психолог, и философ. Всегда может поддержать. А еще он прекрасный композитор.
Несколько лет назад, когда я была в какой-то там своей очередной экспедиции, я познакомилась с одним историком. Мужчина взрослый и серьезный. И вот однажды, этот взрослый и серьезный мужчина, глядя на то, как я смеюсь и веселюсь второй час без перерыва, сказал: «Такой оптимизм меня вгоняет в состояние тупой злобы!». От этой фразы мне стало еще веселее почему-то.
А сейчас вот, по прошествии скольких-то там лет я начинаю понимать его состояние, глядя на неистощимый оптимизм Даны в отношении людей. Хочется встряхнуть ее и проорать так, чтобы птицы с деревьев попадали: «Дана, в мире много дерьма!». Но нет, бесполезно – будет и дальше обожать всех подряд, с пятого по одиннадцатый класс в собственной школе, всех друзей и знакомых в музыкальной. Будет всегда благодарна всем своим педагогам и вообще, любить все человечество.
У нее это, видимо, черта характера такая. Она любит всех и вся. Особо обостренная форма этого состояния проявляется, когда Дана начинает присылать вам на фейсбуке фотографии котят, щенят, утят и прочих милых существ. И, конечно же, розы. Если бы Дана могла, она бы завалила ими всех, кто ей хоть немного нравится! Но пока она присылает только фотографии роз – белых, красных, розовых.
Она много улыбается и разговаривает нежным голоском возвышенной начитанной барышни. Но когда она встает за пульт и берет в руки дирижерскую палочку, в ней что-то неуловимо меняется. Внутренняя улыбка пропадает куда-то, и вы понимаете, что смотрите только на нее и слушаете только то, что она говорит.
— Я выступаю раза четыре в год, начиная с 2009 года. Дирижировала уже и Увертюру к опере Моцарта «Женитьба Фигаро», Увертюру к опере Россини «Сорока-воровка», к «Ave Maria» Шуберта свою инструментовку сделала, еще дирижировала «Времена года» Вивальди и много других произведений. Во Владикавказе мы обычно выступаем в зале Горского государственного аграрного университета, в Республиканском лицее искусств, в Северо-Осетинском государственном театре оперы и балета. Летом – на летней эстраде, в парке. В прошлом году в День независимости в Цхинвале выступала на концерте «Спасибо, Россия». В том концерте принимали участие такие оперные певцы как Вероника Джиоева, Вадим Чельдиев, Агунда Кулаева. А в прошлом году участвовала в международном фестивале Фонда В. Спивакова «Москва встречает друзей».
Вечером после той репетиции, на которой мы с Даной познакомились, она прислала мне очередное сообщение, полное фотографий цветов, котиков, щенят:
— Анжелика, Вы устали сегодня?
— Нет, что ты! Все хорошо.Ты какие книги читать любишь?
— Тургенева читаю «Отцы и дети», Сэлинджера «Над пропастью во ржи», Жюль Верна «Пятнадцатилетний капитан», Некрасова. Еще «Княжну Джаваху» Лидии Чарской очень люблю. Долго искала в Интернете фильм по книге, но не нашла. А кто это у Вас на странице в фейсбуке?
— Это Лиля Брик, муза Маяковского.
— Красивая женщина. А Вы на наш концерт придете? Мы там с Хетагом будем выступать.
— Конечно, приду. А когда?
Нового министра ВД по Северной Осетии Демьяна Лаптева представили личному составу ведомства
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: