Тимур и его команда

«Один день с» GUTICHER

Сейчас наступили времена, когда людям, чтобы выгодно заявить о себе самом и продуктах своей деятельности, нужно ежедневно заботиться о собственном сетевом образе. О том, что GUTICHER — это тот самый молодой человек, который предложил себя в качестве директора СПТУ №3 в Фейсбуке, мы узнали совершенно случайно. Поговорили тогда о соцсетях, дающих, помимо наркоманской привязанности к ежедневному времяпрепровождению, хорошую площадку для самореализации. Поговорили и забыли, пока не поняли, что Тимур Губаев и автор фотоотчетов работы мебельной фабрики GUTICHER на страницах Instagram, за успехами которой следим, одно и то же лицо.

GUTICHER — это молодая и пока маленькая мебельная мануфактура, которой в этом месяце исполняется 2 года. Знакомиться с Тимуром и его командой я шла со своими казенными представлениями о производстве мебели. Естественно, все оказалось совсем не так. Вернее, производство есть, но по замыслу оно напоминает, скорее, салон модной одежды. Сначала я увидела сложенные под навесом грубые доски разных размеров, потом выходящих покурить на улицу пыльных рабочих. Тимур по телефону направил меня в офис к Хетагу и Алле, в итоге я с каждым из троих погуляла по фабрике и каждый мне рассказал о том, чем они занимаются, чего хотят и о чем мечтают.

Алла

Все начинается с того, что человек приходит на фабрику с картинкой и дизайнер Алла Кулумбегова делает чертеж, проект. Все эти изделия, которые вы видите в Инстаграме GUTICHER — это готовые изделия фабрики или те, которые им интересно выполнить.

— Мы их выставляем, вдруг найдется человек, который захочет какой-то из вариантов, — объяснила Алла. В общем, один из критериев работы — это новизна. Им неинтересно делать одно и то же, у них нет типового поточного производства. Люди приходят, показывают мебель своей мечты со своими фото, а Алла делает ее разработку. Иногда человек не знает, чего он хочет. Тогда в творческий процесс включаются все, в итоге предлагают 2-3 варианта.

ЧПУ

Его на фабрике знают все. Сначала можно даже подумать, что это кто-то живой, потому что у него есть имя — Малыш. Не удивляйтесь, ЧПУ — это фрезерный станок с программным числовым управлением, делающий всякие красивости и необычности из дерева. Управляют им Алла и ее однокурсница Света, которые сначала создают чертежи, а потом по ним делают программы для станка. Дизайнерские неровности, шероховатости, узоры, в общем, все то, что делает изделия из дерева оригинальными, своеобразными и неповторимыми, подвластно ЧПУ. Первые работы на новом станке, по словам Аллы, делались с легким трепетом, потом к нему привыкли и научились создавать красивые вещи.

К моменту моего прихода Малыш заболел. — Как и любая техника, он может и 10 лет работать и не сломаться, а может через месяц выйти из строя. У нас такое отношение к станку — станок работает всегда. Нет заказов — мы запускаем что-то, что в дальнейшем, мы думаем, нам пригодится, — объяснила Алла. Те, кто является подписчиками страницы GUTICHER в Instagram, могут убедиться в этом сами, девушки постоянно экспериментируют. Незатейливые фигурки, доски для резки и подачи блюд с соусницами, словом, всем, что можно вырезать из дерева и что делает нашу жизнь причудливой, запоминающейся и особенной, занимаются две выпускницы владикавказского Института Моды. Но в институте тому, что делают сейчас девочки, не обучали.

— В институте, даже если бы мы работали на интерьерах, не дается именно приспособленность к работе, основной упор в обучении идет на фантазию. Логика такая — в дальнейшем, когда человек куда-то попадет после факультета дизайна, он поймет, как это сделать, но если у человека нет фантазии, останется только технический момент, скелет, структура. Но секрет в том, что найти технологов, которые сделают хорошие чертежи, проще, чем человека, который все это придумает. А вообще в обучении везде не хватает практики. Рядом с тобой может сидеть человек, у которого натянутая четверка, но на деле может показать себя лучше и эффективней, — рассказала Алла.

Девушка показала, как на бумаге выглядит будущее изделие и какие компьютерные программы используются в разработке.

img_0218

— Делаешь программу, очерчиваешь все, переносишь в программу для ЧПУ, потом через компьютер уже выбираешь, миллиметруешь, задаешь параметры фрезы, потому что не всякая фреза прорежет необходимый рисунок, и уже потом станок пилит.

img_0212

Черновая сборка до покраски

И девушки, и Хетаг, и сам Тимур много времени тратят на самообразование, на поиск решений в интернете. — Это нормально, мы уже заточены на это — если нам нужно решить проблему, смотрим, кто и за сколько шагов решил ее, это интересно, особенно если мы разрешали ее за три шага, а кто-то сделал это за два. Приветствуется, когда ты не уперлась во что-то одно, а ищешь. Инициатива приветствуется, лучше ошибиться, совершенствуясь, чем стоять на месте. Тимур сам такой, — объяснила Алла.

На замеры к заказчикам выезжают Алла, Хетаг или мастер, который будет выполнять изделие, либо сам Тимур. Полдня девушки проводят в офисе, а другое время в цеху, объясняют, что, куда и как на чертежах. Мастера могут придраться из-за миллиметра в схеме, поэтому уже на месте совместно решается, как все это можно исправить и что дальше делать.

img_0215

Хетаг

Насколько я поняла, Хетаг Губаев координирует все, что происходит на фабрике. Сначала мы зашли в цех грубой первичной обработки. Именно сюда изначально заказ приходит по наряду к мастеру. Мастеров несколько, и у каждого от одного до трех заказов, в зависимости от объема, комплектации и степени сложности. Потом идет черновая сборка до покраски, потому что ошибиться может каждый — как девочки в чертежах, так и мастер. И только после всего этого полуфабрикат отправляется на покраску. Какие-то мелкие неточности все равно вылезают, а переделывать окрашенную мебель долго, дорого и нервно.

Сфотографировать рабочих не получается — мужчины тактично выходят из кадра покурить, стесняются. Станков в цеху много, начиная с предназначенных для самой грубой начальной обработки, заканчивая теми, которые выравнивают обрезанные детали или делают выпукло-вогнутые линии.

Самое пыльное место на фабрике — шлифовочный цех. Изделия шкурят и до покраски, и после нанесения определенных слоев. Работу эту выполняют две женщины. Все, что их окружает, включая их самих, словно обсыпали мукой — за один рабочий день в небольшом цеху может собраться до 1 см древесной пыли.

В малярном цеху сильно пахнет химическими испарениями, поэтому мужчины трудятся в специальных масках. Слоев делается много, но все зависит от разных материалов и технологий. На липу кладется, к примеру, один грунт, на МДФ — другой, и нужно соблюдать все эти пропорции, последовательность. Каждый слой должен быть выдержан по времени, прежде чем будет нанесен следующий. Специального образования ни у кого из маляров нет, все самоучки, прошедшие естественный отбор. Мирон показывает, как происходит окрашивание в покрасочной, в соседнем помещении детали сохнут. Мануфактура быстро увеличивается, поэтому в планах сделать вторую малярку.

Расширение производства происходит постоянно. — А иначе и быть не может, если производство не развивается, оно останавливается, недавно вот запустили свой сварочный цех, теперь делаем мебель и с металлическими элементами, — объясняет Хетаг.

Сроки исполнения зависят от объема и от работы, которая расписана у ребят. Например, фасады в грубом цеху — неделя, покраска — не менее 10 дней, неделя на сборку, еще неделя берется на запас, потому что кто угодно может ошибиться, и мастерам нужно время, чтобы успеть исправить свои ошибки, которые не должны вылезти в готовом изделии. В среднем на заказ уходит 1,5 месяца. Кроме этого, по фурнитуре нескольких позиций просто может не быть в городе, а немецкие или австрийские материалы вообще нужно ждать несколько недель.

Если заказали что-то сложное и необычное, то есть то, что они еще никогда не делали, сроки обсуждаются с мастером. Буквально все, что происходит на фабрике, проверяется опытным путем, даже рекомендуемый показатель влажности — 11% на фабрике уменьшили до 7-9%. — Это оптимальный показатель, — сказал Хетаг. А Владимир Семенович всем помогает.

img_0193

Тимур

Тимур — идейный вдохновитель и основатель компании. Когда я услышала название, пыталась вспомнить, откуда это? Все намного проще — ГУбаев ТИмур ЧЕРменович — ГУ-ТИ-ЧЕР. Все ясно и просто, как сам хозяин, который рассказал о том, чего хочет для развития своей компании, а вместе с ним и для тех, кто реально мечтает, чтобы в Осетии все изменилось. Интересно было пройти заново по всем цехам теперь уже с Тимуром, я долго думала, как мне передать то, о чем мы говорили, поэтому решила просто предоставить ему слово, вдруг его, наконец, услышат чиновники.

Вообще такое предприятие должно развиваться бОльшими темпами, но из-за того, что кадров нет, не получается. По идее, мебельщиков готовят в 3 училище, но только 20 человек раз в три года, и из них в профессии останется только 2-3. При наличии спроса на деревообрабатывающую продукцию я не понимаю, как это. Образование полностью нагнули, поэтому все, кто здесь работает, самоучки. Из-за этого и сроки исполнения иногда получаются долгие, потому что брака много, переделок много. Все из-за человеческого фактора. Представьте, человек новый, неопытный, а мы же берем сложные модели. Мы-то их делаем хорошо, но из-за непрофессионализма работников ошибаемся, переделываем, а пока наработаются навыки, уходит время. Вы видели? Те, кто работает в грубом цеху — все 50+, после них идут только 25-26-летние. С молодыми провал полный, даже с теми, кто сейчас заканчивает обучение. Максимум, что они видят за годы обучения — это 2-3 стареньких советских станка.

По профессии я управленец. Но мне понравился этот проект, идея. Самая большая проблема — это кадры. Обивочный цех, малярка, да в любой цех к нам зайдите — все самоучки. Мы звоним в Москву, конечно, консультируемся, нам подсказывают, путем проб и ошибок доходим, получается в итоге хорошо, но ценой стольких усилий. В цеху сейчас 50/50 самоучки и столяры с образованием, но и эти столяры, которым больше 50, привыкли делать мебель для загородного дома, под старинку, топориком. Их рука не приспособлена под европейское качество, они привыкли к другому. Если бы молодежь образовывали, если бы были базовые знания и хоть какая-то квалификация, знание современных технологий, было бы лучше и легче. У нас есть пара молодых ребят, с ними однозначно легче.

То, что нужно сделать хорошо, воспринимается как придирчивость, хотя на самом деле это требования к качеству. На мой взгляд, образование должно нарабатывать многие вещи, ту же культуру на производстве. Приходится просить делать элементарные вещи — сложно убедить, чтобы убирали за собой рабочее место. Казалось бы, все очень просто — поработал, убрал за собой. Но здесь и с этим все непросто. Обижаются, когда требуешь.

В Осетии на самом деле интересно работать, тут поле непаханое во всех направлениях, конечно, есть сложности, но тогда и победа будет приятнее, поэтому не буду говорить, что Осетия дыра, из которой нужно уезжать. Попробуем все сдвинуть с мертвой точки, развиваться мы можем быстрее, чем сейчас, но все тормозится из-за кадров, поэтому я и предложил себя в качестве директора 3 училища. На производстве сразу видно, кто какой человек — один говорит — «я не знаю, как это сделать», другой ищет и находит. Таких вот пытливых очень мало, в основном все говорят «покажите — я сделаю». А чтобы посидеть в интернете, поискать что-то — с этим плохо.

ПТУ уже много лет как образовательные учреждения для детей из неблагополучных семей. Давайте объективно, судя по организации обучения, даже самим Минобром они воспринимаются как перевалочная база — в университет не поступил, двоечник, дерется, пробовал наркотики — давай его в училище пристроим. При таком отношении какая речь об очень важном ремесле? Больше как об исправительном учреждении. Все это мне непонятно, это и делает наше образование бессмысленным и формальным.

У нас нет культуры труда — сегодня человек может работать, а завтра позвонить и сказать «я уже не выхожу», и ему все равно — заказ есть или его нет, культура и ответственность отсутствуют полностью — таких случаев у меня было 10, не меньше, а на человеке завязан заказ, он его начал. Дело в том, что насколько мы загрузим знаниями студента, такая отдача и будет. Вы можете себе представить, чтобы в училище приехали столичные специалисты, представители крупных фирм, дали семинары, рассказали о новых технологиях? А ведь любое производство не будет развиваться без нормальных кадров.

Если сравнить наше образование и европейское — это две большие разницы. В Европе было много практики, я увидел это, когда учился в Германии после института Управления. Я там изучал управление производством, экономику. Среднее образование в Германии дуальное — два дня они получают теорию, все остальное время на производстве. И само поступление идет не в ВУЗ, а на производство. Профтехучилища имеют договоры с фирмами, и исходя из вакансий, которые они имеют, формируют количество поступающих в определенную фирму. Эта система очень интересная — уже после 3х лет обучения ты уже готовый специалист. У нас же проблема даже с теми, кто может быстро починить станок. Станок сломался — все, застой, ищем, просим. Даже курсов нет, опять путем проб и ошибок, а это время, это деньги.

ЕГЭ и было придумано для этого — чтобы формировать рабочий класс. Это все хорошо, но они не подготовили базу для качественного среднего образования. А у нас как — в университет идут на любой ненужный факультет, лишь бы иметь престижное высшее образование, в ПТУ же вроде как стыдно идти. Специалисты в профтехобразовании все еще с коммунистических времен, у них совсем другое отношение ко всему, им капиталистические отношения в производстве чужды, да и станки, которые они знают, полувековые, на 50-60% старого образца, не соответствуют современным требованиям. Нужно менять сами предметы, изучать активный маркетинг, продажи, а наши педагоги мыслят еще госзаказами и их исполнением. Уже давно нужно думать о рынке, но в училища сейчас не приглашают тех, кто может все это показать, объяснить. Много идей, которые можно применить в производстве, но мы постараемся, если дадут.

Современную красивую мебель можно делать и на старых станках, но с огромными рисками, трудоемко и с большими затратами материалов. Старые станки не дают возможность работать аккуратно и четко. Модернизация нужна, и я бы ее с удовольствием сделал, но проценты очень высокие, поэтому дешевые деньги не получаются, поэтому крутимся с оборотных. А у клиентов требования изначально высокие — они хотят получить качественное изделие, идеальное даже, чтобы придраться не к чему было, и они правы.

Производительность можно увеличить от 2х до 3х раз, если решить вопрос с квалифицированными кадрами. Единственный выход — это вот это училище, по-другому не знаю, как. В прошлом месяце позвонили 3 человека, и знаете, что происходит? Они приходят сюда, им дается работа, вдруг слева получают заказ, где чуть больше заработают и уходят в сторону, в гараж. А бывают такие случаи — человек приходит нулевой, мы его обучаем, и как только он чувствует, что он сам может — уходит, считая, что готов работать один. Почему это происходит? Человек не понимает, что его ждет, какие проблемы. После ухода, спустя потом 2 месяца, слышу, что у человека сложности возникают, не вытягивает. Они не учитывают организаторскую работу, маркетинг, продажу, общение с клиентами, не каждый мастер это может, да и возможности гаража и мануфактуры разные. И должна быть подстраховка, вдруг мастер заболел, а он один, всё тогда, работа встала.

Клиент может показать любую картинку, и 90% из 100, я думаю, мы точно сможем выполнить. Какие-то нюансы бывают, конечно, когда приносят европейские модели, где вся проблема не в форме изделия, а в наличии крепежа, который нам технически трудно заказать — это закрытая информация производителя, поэтому мы не всегда можем выполнить один в один. А вообще стараемся делать свою мебель, что-то придумать и сделать легче, чем копировать оригинал.

Видите дверь около стены? Это, кстати, последствия брака, а заказчик я сам. Мастер божился, что он гуру столярного мастерства, и когда он начал их делать, я понял, что никакой он не гуру. И таких очень много. Поэтому если беру нового мастера, то на ком его еще проверить, как не на себе? На заказах опасно — поэтому заказываю себе что-нибудь. У меня половина дома — мебель с тем или иным браком. По мере того, как качество мебели в моем доме будет улучшаться, будет виден прогресс с кадрами.

В прошлом году большая текучка была — многие пришли-ушли, они привыкли к каким-то гаражным условиям, поэтому мои требования их не устраивают, соответственно, графики, качество. И если какую-то работу можно сделать за 4 дня, а ее делали 2 недели, то это логично, что ее нельзя оплачивать как за 4 дня. Должен же быть баланс производительности и себестоимости. Клиенты злятся, мастера обижаются и уходят. Иногда мне кажется, что не хватает адекватности и понимания — той самой культуры труда. Себестоимость зависит от сроков. Для меня это простые вещи, ну ничего, найдем своих людей.

Повсюду курсы для маникюра, причесок и макияжа, а что есть для мужчин? Ничего! Почему я с Минобром и Центром занятости продвигал свою идею — сделать ремесленнические курсы для столяров? Ведь можно точно также, как и с маникюром: допустим, у меня нет работы, я иду в Центр занятости, и они меня направляют на курсы. По мебельному делу ничего нет, по обивке мебели тоже ничего, малярка, сборка — ничего. Что мужикам-то делать? Во всех этих структурах — и в Минобре, и в Центре занятости вроде реагировали нормально на мои предложения, но реализовать так и не реализовали.

Мне нужна команда, но я доволен, что есть единомышленники, а это уже половина успеха. Отправлять своих сотрудников на обучение пока дорого, рано и риски большие. Где гарантия, что человек вернется? Конечно, выгодно было бы сейчас отправить, научить кого-то, но пока не знаю, как все это сделать, может, договором связывать, обучение же дорогое. Декларируемые отчеты государства в области образования не совпадают с реальностью. Поэтому все так.

Вообще меня удивляет — у нас в 6-7 училищах дублируются факультеты, зачем, почему? Смысл? Сделайте одно специализированное, чтобы развивать какое-то направление, я не думаю, что государство способно полностью оснастить каждое училище, соответственно все получают по чуть-чуть, в итоге бюджет размазан и результата нет. Автотехники, слесари, все разбросано, про мебельщиков я вообще не говорю — 3-4 базовых старых станка, но ничего нового и выдающегося. Зачем в 3 училище обучают радиотехнике, если есть электронный техникум? Или специальности повара и кондитера с минимумом оборудования и возможностей, если есть торговый техникум, где Абиев?

А теперь несколько слов от меня. Я не понимаю, чем занимаются наши чиновники. Нет, есть месячные отчеты, программы, указы, приказы, релизы, субвенции и прочая бюрократическая ерунда, которая ни к чему хорошему не приводит, кроме глубокого и горького разочарования от сокращения людей, зарплат и количества специалистов. Если вы отправитесь в минобр, минсоцтруда или службу занятости, вам красиво объяснят, как они двигают свои дела день ото дня, только вот результат где? Все, что хорошего происходит в любой отрасли — результат личной инициативы, энтузиазма и активности конкретного человека. У нас проблема безработицы? Вы уверены? Тимур не может найти тех, кто хочет и может работать. До такой степени не может, что готов взять ПТУ №3 и сделать из него современное образовательное заведение без отрыва от производства, чтобы вырастить новое поколение молодежи, для которой труд собственными руками будет ассоциироваться с личным профессиональным ростом, приличным заработком, с куражом от созидания, с блеском в глазах и желанием двигаться дальше. Мы так восхищаемся Германией, но там половина населения не имеет высшего образования, это люди труда. Понятно, что сравнивать их условия и наши пока нельзя, но с чего-то и с кого-то же надо начинать? Ведь Тимур сам предлагает себя. Услышьте его, помогите. Я уверена, только с помощью таких людей настанут времена, когда нам будет плевать, кто у власти, и мы, наконец, научимся жить без вечного и беспросветного ожидания лучшей жизни.

СТАТЬИ
12.03.2024

Торговая сеть запустила новую акцию

26.11.2023

Все, что вы хотели знать о мерах соцподдержки мам

16.11.2023

Торговая сеть запустила предновогоднюю акцию

17.10.2023

Нового министра ВД по Северной Осетии Демьяна Лаптева представили личному составу ведомства

16.10.2023

Во Владикавказе проведут рейд по незаконным нестационарным торговым объектам

13.09.2023

В Северной Осетии появился ВкусВилл

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: