Точка опоры

О  рождении студенческого театра СОГУ, об актуальности пьес 50-х годов и о таланте молодежи Осетии

Я очень люблю В.Розова. Конечно, он устарел, его пьесы были популярны в 50-х годах ХХ века, но есть проблемы, которые стали со временем только актуальнее. И именно на них сделали акцент создатели спектакля  , который уже второй раз с аншлагом прошел на сцене Северо-Осетинского государственного университета.

Поступлю так, как делал В.Белинский: не стану много говорить о художественных особенностях текста и спектакля, а сосредоточусь на тех вопросах, которые напрямую отражают современную реальность, причем, так четко, что не грех сказать о провидческих способностях знаменитого в свое время советского драматурга Виктора Розова.

И главный вопрос, который он не устает перед нами ставить, — вопрос о точке опоры. То есть о поисках себя, своего места, своего пространства, в котором ты ориентируется лучше, чем кто бы то ни было еще, в котором ты реализуешься максимально, которое и есть, собственно, база для воплощения в реальность понятия «смысл жизни». Точка опоры, с помощью которой можно «перевернуть Землю».

Сегодня мы очень далеко откатились в этом вопросе даже от советских времен: количество людей, которые не просто не находят себя, но даже не ищут, стало критическим. Они не могут быть счастливы, поэтому несут в мир агрессию и злость. Они выбирают вузы не по принципу личного пристрастия к той или иной профессии, а по иным критериям, о которых и говорить нечего: все и без меня знают, как это происходит.

Речь идет не о стремлении к совершенству во всем, не о высокомерии, речь идет о личном, собственном стремлении вверх. «Быть лучше всех» и просто «быть лучше» — огромная разница.

Помните сказку Андерсена о гадком утенке? Что в этой сказке происходит, если говорить языком психологов? Самоактуализация главного героя. Но в нем был природный потенциал: он родился лебедем. А если задать реальным утятам программу стать лебедями, то они не смогут ее выполнить заведомо. А их еще и в «гадости», то есть в несоответствии каким-то там показателям, будут обвинять… Вот что происходит сплошь и рядом! Люди занимают не свои кресла, сидят не на своих рабочих местах, учатся тому, что им не близко совершенно… И эти мнимые личности частенько, пользуясь влиянием родителей, деньгами, хамством, попадают наверх, начинают создавать программы развития, которые совершенно невозможно выполнить. Вечная грибоедовская история: «Шел в комнату, попал в другую».

Знаменитый философ Мамардашвили удивлялся, как живут такие люди (он именовал их «перевертышами»). Стремление к истине они путают с поиском пути в туалет, на месте сердца у них пятка, волосы у них растут внутрь, а не наружу… И так далее. Как они с этим справляются, бедолаги? Такие люди когда-то могут захотеть вернуться к себе, но время-то утрачено (как у Марселя Пруста: «В поисках утраченного времени»)… И все. Ничего не поделаешь. Поэтому В.Розов обращается к молодым и просит их не спешить, искать, даже если придется много времени этому посвятить, свою точку опоры, себя, свое место, чтобы потом не быть несчастным, занимая чужую позицию, пусть это министерская позиция или еще выше. Ну, не может министр культуры не уметь доводить до конца хотя бы одно предложение в своей речи! Он же страдает, пытаясь это делать, потому что это входит в его обязанности. Зачем? Кто неволит?

А министр здравоОХРАНЕНИЯ не может не пытаться охранять здоровье граждан! Это профессиональная непригодность, как минимум…

«Гордость и достоинство бытия – это не само собой разумеещееся! И если бы оно само собой разумелось, то не имело бы смысла жить», — говорил Мамардашвили в своей последней лекции. А «гордость и достоинство бытия» начинаются с соответствия той позиции, которую ты занимаешь.

И да, поверьте, мне так много раз говорили о моей наивности, что я в это поверила. Даже спорить не стану. Наивна, есть такой факт.

Это то главное, что я увидела в спектакле. А теперь о художественной стороне.

Актеры – мои любимые студенты двух курсов факультета искусств СОГУ (художественные руководители курсов – В.Карпов и А.Битаров). Я часто слышу, что раньше, в советские времена, тех, кто хотел получить профессию актера, республика направляла в вузы Москвы и Ленинграда. Но поверьте, наш факультет искусств готовит специалистов не хуже. Были бы талант и трудолюбие. Да и мало кто из столиц возвращался сюда, на периферию. А выпускников СОГУ видно во всех театрах республики: практически на 100 процентов театральная молодежь – это выпускники местного университета.

И еще. Я бы сказала, что со спектаклем В.Розова родилось новое явление: студенческий театр СОГУ. Думаю, даже уверена, что у него большое будущее, потому что молодежь у нас дерзкая и жаждущая деятельности. Они могут горы перевернуть, если понадобится.

Итак, об участниках. Я не могу не сказать о каждом, потому что для начинающих актеров очень важно, чтобы их упомянули.

Алан Исламович Албегов, режиссер спектакля. Его позицию отличает очень нежное и трепетное отношение к автору пьесы, аккуратное встраивание несколько устаревшего все-таки текста в нашу с вами современную жизнь, акцентирование внимания на том, что важно для современного россиянина, и умение спрятать то, что осталось в советском времени. Не могу не подчеркнуть великолепный кастинг, умение разглядеть в молодых актерах то, что им близко, что для них правильно, такие «садоводческие» способности режиссуры. А еще изысканная деликатность во всем и, конечно, связь с космосом… Куда же без нее в искусстве?

Студент Сослан Тедеев, исполнитель роли пятидесятилетнего ученого и отца семейства. Сослан даже походку изменил! И так умело, по-взрослому сыграл сложнейший характер: ни положительный, ни отрицательный. Его персонаж вполне отрешенный от реальности, немножко странный, не от мира сего, но и любящий семью, сыновей, жену. Человек в возрасте, что, наверное, нелегко сыграть, когда тебе лет двадцать. Сослан со всем справился. Умница.

Студентка Фатима Хосонова, которой досталась роль жены предыдущего персонажа и матери двух ершистых сыновей. Блестящая работа. Талантливо, ярко и стильно сыграла роль мамаши, жены, не совсем самостоятельной, иногда чуть истеричной, немного «наседки», капельку мещанки, но человека с большой душой, если говорить по большому счету. И такое в ней показано трогательное женское желание опереться на мужа, который вечно занят, «подстелить соломки» своим мальчикам. Это тонко, глубоко и красиво.

Студент Тамерлан Гуцаев. Зрелый, взрослый, состоявшийся актер. Он ярок и свеж. Умеет заполнять собой все сценическое пространство. Его может быть много, и он харизматичен невероятно. Пластичность, легкость делает его не просто заметным, а способным вести за собой и коллег по сцене, и зрителей. Потенциальным работодателям стоит за него побороться, я думаю.

Студент Руслан Гагиев. Роль старшего брата, которую он играет, предполагает смену печали в глазах на вспышки счастья, связанные с тем, что он определился, нашел свое место, принял решение. И этот перепад зритель мог отследить прямо на сцене. Очень красивое партнерство с Агатой Хугаевой.

Студентка Агата Хугаева. Музыкально одаренное, хрупкое и утонченное создание. У нее самой и у ее героини есть внутренний стержень, который помогает противостоять неприемлемым для них обеих обстоятельствам. Но и Агата, и Маша, которую она играет, так крепко связаны с музами и хранителями, что жесткость стержня им особенно не нужна: они обнимают пространство со всем, что в нем находится, тонким очарованием и излучают мягкую, женственную энергию, обволакивающую всех, кто попадает в поле влияния. А как Агата поет!..

Студент Заур Рамонов. Он сыграл глубокого провинциала со стойкими и «правильными» убеждениями. Несколько неуклюжего и нелепого, но чистого и честного. Достойного, вот правильное слово. Хорошая работа! Точная, детально продуманная.

Студентка Орнелла Бясова. За эту актерскую победу особая благодарность режиссеру. Стопроцентное попадание в образ. Десять из десяти. Героиню Орнеллы герои спектакля называют кривлякой, воображулей, но по ходу пьесы выясняется, что все это напускное и легко смывающееся. А внутри – хрупкость и искренность, каких свет не видывал. Такой вот замечательный «АХ» с восклицательными знаками от меня Орнелле.

Студент Сослан Гагулаев. Роль его небольшая и отрицательная. Но Сослан УЖЕ УМЕЕТ многое. И его негодяй получился таким, что оправдать его трудно даже про себя. Смелый ход, изысканный даже. Наверное, не каждый бы рискнул. Легче же найти в своем герое хорошее и сделать на этом акцент, чем изобразить законченную, состоявшуюся сволочь. Сослан – мой герой!

Студентка Инна Рябчикова. Ее героиня трогательна, влюблена. Она отличается искренностью и неумением притворяться, простотой и обаянием. Получилось ли у Инны? Еще как!

Может, я утомила читателей подробностями, но это сделано для молодых артистов. А обобщить могу так: при всей уникальности  каждого исполнителя, можно найти несколько характерных для всех особенностей. Каждый их них нашел свою точку опоры, сделал выбор. И спектакль показал, что выбор этот правильный. Пластическое мастерство, хорошо поставленная речь, яркость и бесконечное обаяние – все это черты группового портрета участников спектакля.

Спасибо их родителям, которые помогли ребятам увидеть свою природу, которые не подавили индивидуальность любимых чад, которые позволяют им сутками пропадать на факультете. Спасибо педагогам и сотрудникам деканата, которые «пропадают» вместе с ними.

Растите, углубляйтесь, дотягивайтесь до звезд. И пусть звезды тоже протянут вам свои лучи, подстрахуют вас и позволять приподняться над землей.

Ждем новых радостей, хорошестей и вкусняшек от вас, юные и взрослые творцы. И повторяем вслед за В.Розовым: «В добрый час!»

фото Владимир Акоефф

СТАТЬИ
12.03.2024

Торговая сеть запустила новую акцию

26.11.2023

Все, что вы хотели знать о мерах соцподдержки мам

16.11.2023

Торговая сеть запустила предновогоднюю акцию

17.10.2023

Нового министра ВД по Северной Осетии Демьяна Лаптева представили личному составу ведомства

16.10.2023

Во Владикавказе проведут рейд по незаконным нестационарным торговым объектам

13.09.2023

В Северной Осетии появился ВкусВилл

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: